Рецензия на книгу
Над пропастью во ржи
Джером Д. Сэлинджер
Аноним24 августа 2024 г.Оттого что человек умер, его нельзя перестать любить, черт побери, особенно если он был лучше всех живых
Я очень много и очень давно слыхала об этой книге, но прочла её только сейчас. Слышала, что в ней обсуждаются проблемы взросления, поиска себя, подросткового бунта и пр. Но как мне кажется, это здесь не главное, и проблема не в этом. Это симптомы, последствия, гораздо глубокой и болезненной психотравмы главного героя. В 14 лет он потерял младшего брата. Замечательный и добрый мальчик, и как сам говорит Холден – "самый хороший, во многих отношениях". Ему было всего 12, когда он заболел лейкемией и умер. И с такой несправедливостью жизни Холден не мог смириться. С горя он разбил все окна в доме и сильно повредил себе руку. Но что самое главное – что-то повредилось в нём самом. Именно тогда он и возненавидел всю жизнь, ведь не может же быть хорошей жизнь, в которой смерть так несправедливо забирает лучших.
Сам сюжет прост и краток. Холдена выставили уже из третьей частной школы за неприлежание. И вместо того, чтобы дождаться, когда его вместе с письмом для родителей вышлют домой, он сбегает из школы сам. Ночью. Зимой перед самым Рождеством. Шестнадцатилетний парень, полный отвращения и глухой бессильной тоски к окружающему миру, стремящийся хоть к чему-то, что может его на миг из этой тоски вырвать. За два дня Холденов путь будет ветвист, но бестолков, и в итоге никуда не приведёт. Он неоднократно попытается надраться и, несмотря на его нелицензионный для алкоголя возраст, это ему пару раз удастся. Сводит знакомую девчонку в теарт и каток, а потом внезапно разразится гневной тирадой и позовёт её сбежать неведомо куда. Позорно провалится со стыда с проституткой, и получит люлей от её сутинера. Бесцельно и бессмысленно поболтается по городу, везде чужой и никому не нужный. И именно этой бесцельностью и пропитано само существование главного героя – он ничего не хочет, и ничто его не увлекает. Начиная, он сразу же бросает, высказываясь, принимается сам же себе противоречить. И на всё у него одна присказка, она же оправдание – нет настроения, а без настроения ничего не получится.
Холдена гложет тоска, и корни её гораздо глубже, чем обычный подростковый бунт. Главный герой находится в глубокой депрессии и переживает посттравматический стресс, связанный с трагической смертью брата. Он отравленный желчью и раздражением неуверенный в себе говнюк, и его книгу от первого лица читать также тяжко и тоскливо, как, должно быть, и общаться с ним самим. Но несмотря на тягомотное и бесцельное повествование, мне жаль главного героя. Больше всего ему нужна помощь. Психологическая, профессиональная помощь, которой он на протяжении всей книги не получает. Даже простого человеческого сочувствия и участия, и того не получает. Родители погружены в себя и откупаются подарками, друзей у него нет – только паразиты, которые требуют написать за них сочинение и таскают куртки из шкафа. Есть младшая сестрёнка (о которой единственной в книге Холден отзывается без негатива!), но её детской поддержки недостаточно. И котёл эмоций, в котором Холден варится в своём соку и полном одиночестве, наконец взрывается.
Господи, до чего я все это ненавижу. И не только школу. Все ненавижу. Ненавижу жить в Нью-Йорке. Такси ненавижу, автобусы, где кондуктор орет на тебя, чтоб выходил через заднюю площадку, ненавижу знакомиться с ломаками, которые называют Лантов «ангелами», ненавижу ездить в лифтах, когда просто хочется выйти на улицу...Помимо тоскливости самой книги у меня есть претензия к самому автору. Как известно, книги постраиваются по схеме "завязка-развитие-кульминация". Обнаруживается какая-то проблема, которую во время сюжета решают, и главный герой в конце книги извлекает из всего пережитого какой-то опыт/выводы. Здесь же Холден так и остаётся топтаться на том же месте, за которым мы его застали вначале. Он по-прежнему ни в чём не уверен, и на вопрос психоаналитика (до которого он наконец-то добрался!) о том, будет ли он учиться в новой, уже четвёртой школе, и то не может ответить.
По-моему, это удивительно глупый вопрос. Откуда человеку заранее знать, что он будет делать? Ничего нельзя знать заранее! Мне кажется, что буду, но почем я знаю? И спрашивать глупо, честное слово!Это тупик, граждане. Рост персонажа отсутствует, развития никакого. Для чего написана книга, не понимаю. Как и того, почему же она стала такой культовой! При своей-то пресности и блеклости.
28854