Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Игрушечный дом

Туве Янссон

  • Аватар пользователя
    Аноним12 января 2015 г.

    Ух, умеет же Туве, ух, могёт! Рассказ не зря стал заглавным в авторском сборнике.

    Живут себе вместе два дяденьки: Александр и Эрик. У Александра — повышенное чувство прекрасного, хотя его работа фифти-фифти нелёгкий ручной труд и искусство. Он обойщик, эдакий узконаправленный дизайнер.

    Александр и Эрик выходят на пенсию, и без работы жизнь их становится довольно пуста. Точнее, Эрику-то норм. Он и до пенсии был таким клубочком домашнего уюта, который постоянно пылесосит ковры, готовит нямку и творит добро. А вот деятельная энергия Александра требует какого-то выхода, причём в силу полуручного характера труда — выхода осязаемого.

    Александр погружается в мир фантазий и становится по-настоящему одержимым. Он с упорством маньяка строит игрушечный дом, продумывая каждый плевочек и постепенно дом настоящий перестаёт иметь для него какое-то значение. Игрушечный дом вылизан до последнего миллиметра, а в настоящем давно пришлось забить на валяющиеся по полу опилки и передвинуть мебель, чтобы игрушке было, куда расти. Такое уже возникает ощущение, что не Александр строит дом, а игрушка заставляет себя воплощать в реальность. Потрясающе, как может человек погрузиться в мечту! Причём интересен сам характер этой мечты. Что мечтало Александру возвести вот так же, по камешку, настоящий дом? В котором они могли бы жить, прятаться от холода? Тот же подбор обоев, та же мебель, тот же дизайн. Но тогда практический смысл и возможность использовать воплощённую мечту кроме как для любования подпортили бы весь смысл. Смысл мечты — в её оторванности от реальности. Если ты хочешь что-то конкретное, например, гоночную машину, на который ты мог бы ездить, то фигушки это не мечта. Скорее, необязательная нужда.

    Но к чёрту эту линию с мечтами, хоть она и изящная, как вкус Александра. Интереснее всего здесь — взаимоотношения между Александром и Эриком. Ясен пень, что они любят друг друга, хотя Туве Янссон и деликатно не касается этого вопроса напрямую. Но ведь мечта Александра могла встать между ними непрошибаемой стеной.
    Во-первых, Эрик мало что мог сделать в помощь своему спутнику жизни. Вкуса у него особенного нет, руки вставлены не тем концом, что он для домика ни делал, то выходило кривовато да косовато, почти всё надо было переделывать. И всё же Александр продолжал давать ему задания, даже зная, что Эрик не справится. Просто чтобы Эрик участвовал в его мечте, а не оставался в стороне не у дел.
    Во-вторых, Эрик мог начать бухтеть по поводу житейских загонов из-за сбычи мечт. Всё-таки ему приходилось обслуживать все бытовые нужды погрязшего по уши в важном деле товарища, да заодно сто раз в день прибирать за ним срачики и покорно мириться с другими бытовыми неудобствами. Тут эрик молодцом. Идиллия!

    Тут, казалось бы, всё прекрасно. Эрик, Александр, домик — идеальное трио, все по-своему счастливы (ну, не буду врать, не знаю, счастлив ли домик). Но тут в этот маленький мирок вынужденно врывается шумный и смешливый персонаж Бой. Он помогает Александру делать освещение и другие электрические штучки, потому что сам мечтовладелец это не умеет. А так как в двухметровом домище много чего можно электрифицировать, причём для этого домик надо постоянно разбирать, Бой проводит с Александром уж очень много времени. Очень много времени.

    А что Эрик? Большую часть его времени с Александром и так уже съел дом, а теперь ещё этот Бой влез. Но всё, что позволяет себе Эрик — одну-единственную сценку, когда он отчаянно пытался обратить на себя внимание Александра. Тот поручил ему сделать мини-баночки с псведовареньем для игрушечного подвала. Эрик делает их, делает... И с каждой баночкой бегает на одобрение к своему камраду. Дескать и я с тобой, и я пригодился. Но баночек уже слишком много, для дома столько не нужно, а Эрик всё никак не остановится. Так что Александр резко его осаживает. У меня аж сердце сжалось на этом моменте.

    Дальше спойлерато, бойтесь.

    Финал изумителен. В кульминационный момент ничего не подозревающий Бой, для которого-то как раз всё происходящее настоящая игра и настоящая игрушка, а не нечто большее, прибегает к Эрику и заявляет, что они с Александром наконец-то смогли сделать вращающееся освещение, как в маяке, в башенке домика. Вот только он допустил одну ошибку: он сказал, что это их с Александром домик. Их двоих. И тут терпила-Эрик слетает с катушек. Их домик! Да кто вообще этот Бой! Кровь, кишки, попытка убийства и угроза сломать домик. А потом приходит Александр и все успокаиваются, потому что и Эрик, и Александр сказали правильные слова.

    Эрик говорит: "Я спас нашу башню". От Боя, хотя в физическом смысле Бой даже и не думал ей угрожать.
    А Александр говорит: "Ты, Бой, отличный мастер. Теперь полный порядок. Второго такого дома, как у нас с Эриком, нет ни у кого, это точно".
    У нас с Эриком.

    И все счастливы. Кроме Боя, который ничего не понимает и никогда не поймёт.

    53
    767