Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Республика Шкид

Г. Белых, Л. Пантелеев

  • Аватар пользователя
    Аноним11 января 2015 г.

    ШКИД - в первые годы Советской власти 1-я школа социально-индивидуального воспитания им. Ф. М. Достоевского.
    Возглавил ее талантливый педагог В. Н. Сорока-­Росинский.
    В сентябре 1920 г. сюда прибыли первые семеро оборванных, голодных мальчуганов. В то время, в условиях голода и разрухи, в стране было много беспризорных детей, только по Петрограду в 1920г. их было задержано свыше 9 тысяч. В 1920-1925гг. в школе им. Ф.М. Достоевского самобытным педагогом была создана оригинальная методика перевоспитания беспризорников и особо трудных подростков. Уважение к личности, легли в основу работы с трудными детьми. Оказавшись в ШКИДе, бывшие беспризорники попадали в атмосферу напряженного интеллектуального труда — в школе было по 10 уроков в день. Учились с упоением и азартом, благодаря игровым технологиям и состязательности. Главным воспитателем в школе было творчество. Подростки создавали журналы, вместе с педагогами ставили спектакли — в ШКИДе всё это носило характер настоящих «эпидемий».

    "...Какая интересная книга "Республика Шкид"..." - писал Горький....Я очень ценю людей, которым судьба с малых лет нащелкала и по лбу и по затылку. Вот недавно двое из таких написали и напечатали удивительно интересную книгу... Авторы - молодые ребята, бывшие воспитанники, одному 17, другому, кажется, 19 лет, а книгу они сделали талантливо, гораздо лучше, чем пишут многие из писателей зрелого возраста».

    Удивительный педагог, самоотверженный в профессии, увлеченный разработкой новых «щадящих» методик в обучении «ничьих» детей, добивался удивительных результатов, формируя из беспризорников интеллигентов. В книге Сорока-­Росинский - это Викниксор, заведующего школой, которому порой не хватало терпения и долготерпения в работе с такими детьми.

    Белых и Пантелеев - бывшие воспитанники, не опуская стыдливо глаз, не предаваясь жалостливым рассуждениям, разбавив воспоминания юмором, слегка «окарикатуривая» происходящее рассказали о своей жизни в так называемой республике ШКИД.
    Книга вышла в 1927 году, имела колоссальный успех и вызвала ожесточенную полемику о педагогическом опыте: удачен или неудачен педагогический метод заведующего школой Викниксора? Рассматривать ли книгу как документ-дневник школы имени Достоевского, где каждый факт абсолютно достоверен, или как художественное произведение, авторы которого имели право на домысел, на обобщение, на вольное изображение событий?

    Описанное – это и смешно и страшно.
    ... Если бы деятельность этой школы была и в самом деле всего только "педагогической неудачей", ее вряд ли поминали бы добром бывшие воспитанники. " Самуил Маршак.

    P.S. Новатор и педагог - А.С.Макаренко известен своей «Педагогической поэмой» вышедшей в 30-е годы 20 столетия. Здесь тоже описана попытка создания педагогической системы в работе с трудными «ничьими» детьми в колонии им. Горького с 1920 по 1928гг. Педагогические подходы у Сороки­-Росинского и Макаренко разные, да вот только цель была одна – помочь таким детям адаптироваться к жизни и увидеть в этой жизни смысл.

    28
    330