Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ночь в Лиссабоне

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    kirazabolela11 января 2015 г.

    Обычно говорят, что как год начнешь так его закончишь, у меня же вышло наоборот: я заканчивала год Ремарком им же и начинала, если сравнивать с "Приют грез" то это однозначно разные вещи, так же как и разные этапы творчества.
    "Ночь в Лиссабоне" Ремарка - это книга окутана магическими чарами ночи, португальской, видимо свойственной только ей:


    “При свете солнца в Лиссабоне есть что-то наивно-театральное, пленительное и колдовское. Зато ночью он превращается в смутную сказку о городе, который всеми своими террасами и огнями спускается к морю, словно празднично наряженная женщина, склонившаяся к своему возлюбленному, потонувшему во мраке.”


    И в этот момент из таких ночей один побитый жизнью и войной человек встречает такого же другого. Одному нужно освободится от тяжести памяти, которая давит рассказать другому, чтобы он и его возлюбленная Елен жили дальше, повторяли дальше те подвиги, которые совершили вместе. И он, понимая-не понимая делает другого как бы собой, но и это не он, потому что,когда то был пра-Шварц, от которого все началось. В такие мгновения действительно можно поверить в то, что вещи, или присвоены себе чужие имена могут приближать судьбу к той, от кого был сделан подарок, во имя спасения.

    Шварц-2( то есть Иосиф Баумен кажется так его звали) можно сказать действительно прожил жизнь, ибо многое в ней понял и стал героем среди хаоса смерти и лицемерия, героем известным только Элен :


    "В неприятных воспоминаниях есть одна хорошая сторона: они убеждают человека в том, что он теперь счастлив, даже если секунду назад он в это не верил. Счастье — такое относительное понятие! Кто это постиг, редко чувствует себя совершенно несчастным.”

    "Никогда мир не кажется таким прекрасным, как в то мгновение, когда вы прощаетесь с ним, когда вас лишают свободы. Если бы можно было ощущать мир таким всегда! Но на это, видно, у нас не хватает времени. И покоя. Но разве мы не теряем каждое мгновение то, что думаем удержать, только потому, что оно постоянно в движении? И не останавливается ли оно лишь тогда, когда его уже нет и когда оно уже не может измениться? Не принадлежит ли оно нам только тогда?”


    Это книга о свободе, и что свободы не существует там где есть безопасность. Если ты выбираешь безопасность, то ты автоматические выбираешь неведение, "сладкую " пропаганду Гитлера, ты становишься управляемым зомби, или роботом, не понимая что можешь лапать судьбы родных, без оглядки. Ты в рядах фюрера, тебе всё можно. Но оказывается в истории они были не первыми и не самыми страшными;


    • Мы переняли методы вашей церкви. Ваша инквизиция с ее камерами пыток во славу божию, научила нас, как нужно обращаться с врагами истинной веры. Но мы действуем мягче и живьем сжигаем сравнительно редко

    Еще мне в диковинку в любви такое, хотя я знаю есть, Рассказчик говорил, вначале не знал любил ли он свою жену за те 4 года прожитые вместе или нет. Их свел случай. И они просто поженились. И уже потом после разлуки, начали узнавать друг друга в действиях во взгляде на мир, и тогда уже началась любовь, а не супружеский долг и тд.

    Но одно меня смутило то, что через сильный характер Ремарк делает своих героинь слабых физически, что в свою очередь у меня перекликалось с Пат из "Трех товарищей" , не говоря уже о героях мужчинах.

    Атмосфера .Да, это всегда в всех книгах Ремарка: он словно окутывает тебя теплым пледом или накидывает шаль на голые плечи, говоря: "Давай, погуляем и я расскажу тебе какова жизнь, и как нужно идти в ней только по зову сердца". И в тот момент ты оказываешься в тех же местах, что и герои.

    Книгу рекомендую к прочтению, потому, что это извечные вопросы и те состояния, которые возникают не только в тяжелые времена для страны, но и жизни людей, в которых может быть и мирное небо над головой.

    4
    21