Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Столпы Земли

Кен Фоллетт

  • Аватар пользователя
    OlleLykojo19 августа 2024 г.

    Времена тёмные, люди дикие

    Времена тёмные, потому что на дворе двенадцатый век в Англии. Таковы исторические реалии, в которых происходит действие этой книги. Король Генрих Первый умер не оставив наследника (потому что наследник погиб) и на освободившийся королевский престол претендуют сразу двое: его дочь Мод и его племянник Стефан. Из-за чего Англия на долгие годы погружается в состояние междуусобной войны, когда прав тот, у кого "кулаки больше и меч имеется" или просто численное превосходство на его стороне. Это известные исторические факты.

    Но кроме всего прочего это ещё и время, в которое религия и религиозные деятели имели влияние на человеческую жизнь не меньшее, а временами и гораздо большее, чем высоко сидящие короли. Ведь церкви имелись в каждом городке. Монастыри встречаются так же часто, как замки феодалов. И религия прочно вписана в человеческий быт.

    Большая часть событий происходит в Кингбриджском монастыре и его окрестностях и все хитрозакрученные интриги так или иначе отражаются на постройке собора, которая ведётся в этом месте. Строительство собора, это уже выдуманный факт, мастерски вписанный в историческую канву наполненную политическими и религиозными интригами. Хотя автор и упоминает, что прообраз у выдуманного Кингбриджского собора имелся.

    И поскольку все эти действия никак не могут обходиться без людей обычных, то их судьбы и описываются в этой многостраничной саге начиная с младых лет и заканчивая годами преклонными.

    Все действующие лица авторским произволом делятся на хороших и плохих. Сначала мне хотелось в своём отзыве подробно описать своё отношение к каждому из героев, которое сложилось у меня за время прочтения этой книги. Но при этом отзыв разросся бы до невероятной длинны. Поэтому я остановлюсь только на некоторых моментах, которые, мне показались довольно яркими. И в какой-то мере не совсем совпадали с мнением авторским.

    К примеру мастер каменщик Том, с которым мы встречается уже в первых главах романа, и который не один десяток раз называется в книге добрым и уважаемым человеком, который стремится к доброму и вечному - хочет построить свой собор - стать на строительстве собора главным мастером, и чтобы этот собор был построен по его эскизу. Честолюбивое такое мечтание. И вся семья Тома становится заложниками этой мечты. Какие-то последствия этой мечты получаются хорошими, какие-то не очень.

    Или приор Кингбриджского монастыря Филип - со всех сторон положительный и набожный человек, который стремится нести в мир только добро и интригует тоже только во имя добра и для того, чтобы привести свой монастырь к процветанию и построить храм, который привлечет в этот монастырь паломников (сделать из монастыря этакий туристический и культурный центр по средневековым меркам), но как только строительство становится монастырю не по карману, так Филип, сердобольный и набожный, готов уволить рабочих с этого строительства и куда они после этого отправятся его не особенно волнует. Ну устроятся ещё где-нибудь. Кингбриджский собор ведь не единственная стройка в округе. И это рассказывается после того, как в самых первых главах автор не жалея трагических красок описывает мытарства семьи Тома, после того, как тот остался без работы.

    Ну и злодеи такие картинно-злодейские, что пробы на них ставить негде. Священник Уолеран Бигод готов интриговать и строить козни в режиме нон-стоп ради собственной выгоды и возвышения. Уильям Хамлей за все время описанное в книге ни единого раза не проявил каких-то добрых человеческих качеств, зато недобрых не на один десяток злодеев хватит.

    И всё действие книги представляет собой бесконечные эмоциональные качели. То "добрые" интриги оказываются успешными, то зло оказывается на коне. И эти качели сдобрены избыточным, на мой взгляд, количеством сцен 18+ с детально-графическим описанием. Этот избыток, опять же, на мой взгляд, недостаток этой книги, который заставлял меня время от времени отвлекаться от сюжета, чтобы пофыркать - зачем же так много-то. Итак понятно, что времена тёмные, нравы дикие и жестокие, чего ж об этом при каждом удобном и неудобном случае с такими подробностями упоминать.

    Любовные линии в книге имеются, но они мне были менее интересны, чем подробности строительства, хотя и не все архитектурно-строительные термины мне знакомы. Но творческая увлечённость видимо имеет свойство заражать своей красотой даже и таким способом, через описание в тексте. И ещё меня порадовало небольшое личное послекнижное приключение - уточнение некоторых упомянутых в книге фактов. Люблю, когда со мной такое происходит.

    А так же ещё одним плюсом книги отмечу отличную озвучку Константина Королькова.

    Но несмотря на то, что книга мне очень понравилась, переходить к остальным книгам серии торопиться не буду. Сделаю перерыв перед следующим погружением в атмосферу тёмного средневековья, которую рисует Кен Фоллет.

    33
    6K