Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Марш теней

Тэд Уильямс

  • Аватар пользователя
    Palomino10 января 2015 г.

    Когда я читаю Уильямса – я наслаждаюсь словом. Нет, эта книга не для тех, кто хочет поскорей прибежать, между учёбой и походом на каток слопать бургер, быстренько просмотреть последние новости в твиттере и бежать дальше. Она для тех, кто будет неспешно потягивать чай, маленькой ложечкой отделять кусочки пирожного и вникать в чью-то историю.
    Удивительно: я читаю у Уильямса уже второй объёмистый цикл, в котором герои, как кажется на первый взгляд, могли бы вообще не двигаться с места для того, чтобы книга завершилась тем, чем она завершилась – итог придёт, независимо от усилий и «трепыханий», он будет один, но…
    На второй, более долгий и внимательный, взгляд – всё не так. Герои Уильямса, если можно так выразиться, совершают за книгу полный оборот, на 360 градусов, но штука в том, что они не описывают замкнутую окружность, а совершают виток по спирали. И это – самое главное. То, что нам кажется неизбежным, не может произойти без этого длинного путешествия (и тоже уже второй раз – длиною в год). Всё кажется предсказуемым: о, вырвите из книги середину, соедините начало и конец! – и всё же - нет. Всё решает поворот колеса.
    Мне нравится то, что иных разочаровывает: нацеленность, настойчивость, неспешность (и нет, я не сравниваю). Многим кажется, что ничего не происходит, что повествование движется скучно, что оно затянуто, что произошедшие события и достигнутая цель не заслуживают такого объёма знаков, что можно выкинуть две трети или даже три четверти текста, и все события останутся с нами. О, да. Герои этой книги много ждут, долго идут, часами разговаривают и всё никак не могут решить подвернувшиеся им загадки. Героев ругают за медлительность, нерешительность и колебания… И удивительно, что многие при этом всё же любят более всего Ясаммез – которая ждёт и медлит, и сомневается дольше всех других.
    Я же люблю в этой книге и её героях их долгое внутреннее развитие, медленные, постепенные и постоянные изменения, которые в них происходят, душевную трансформацию, через которую проходят они все, добровольно-принудительно, чтобы, подобно куску железа на наковальне, к нужному часу обрести и форму, и своё назначение.
    Я люблю в них и то, что они – не Герои. Я люблю в них сложные характеры обыкновенных людей и не людей, со всеми их печалями, радостями, пороками, страхами и достоинствами. Если вы ищете здесь Героев – вы их не найдёте. Они не скачут отважно, только вылезши из пелёнок, в бой впереди всех, на белом коне с саблей наголо, в них нет поразительного ума и проницательности, они не сворачивают горы мизинцем и не обладают никакими сверхспособностями (ну, почти никто). Здесь нет ни суперсильных несгибаемых мачо, ни сексапильных воительниц в железных трусах (если вы подумаете про Ясаммез – подумайте ещё раз), за ними вам стоит обратиться к «Марвел». Здесь есть только угрюмый мальчишка-инвалид, которого затмевает старший брат и который не верит, что девушки могут улыбаться ему не только потому, что он принц; девчонка, которая любит фехтовать и носить мужскую одежду и переживает, что никто не воспринимает её всерьёз лишь потому, что она женщина; король средних лет, несущий бремя проклятия, который просто обязан быть для всех сильным и мудрым, потому что он король; древнее существо в обличье женщины-воительницы, которая видит, как умирает её мир и гибнет её народ, и лишь желает, потеряв надежду, погибнуть с честью; пожилой мастер-каменщик из народа фандерлингов, который хочет просто спокойно прожить остаток жизни и очень любит свою жену; простой солдат, верный и храбрый, но скромный, который печален оттого, что сердце его нечаянно замахнулось на недосягаемое; девушка, почти всю жизнь проведшая взаперти и насильно отданная в жёны безжалостному и всесильному сумасшедшему, которая не желает смириться со своей судьбой…
    В этой книге мало необходимого для того, чтобы жадно следить за калейдоскопом событий, и много - для сопереживания и вдумчивого наблюдения, разгадывания древних загадок.
    Эта книга – и сказание, и притча, и поэма. Её узор тонок и сложен, но неразличим для беглого взгляда. Поэтому если вы торопитесь – пробегайте. Если желаете остановиться и вглядеться – остановитесь и всматривайтесь.

    6
    478