Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Бог-Император Дюны

Фрэнк Герберт

  • Аватар пользователя
    Аноним18 августа 2024 г.

    Сперва я думал написать отзыв с обильными цитатами, но мне так лень искать иллюстрации для своих мыслей, поэтому придётся заставить вас верить мне на слово. Буду же по возможности краток.

    Начну с повторения своей мысли. Мне не нравится тенденция авторов фантастики и фэнтези думать многотомными сериями, в каждой книге которых будет 600+ страниц. Не всегда, но часто за этим скрывается отсутствие ясности мысли и чёткости формы.

    "Бог-император Дюны" обманывает с первой же сцены, потому что она динамичная, а вся остальная книга абсолютно бессюжетная и монотонная; повествование похоже на набор скетчей: Бог-император и его мажордом беседуют, Дункан Айдахо и Бог-император беседуют, Бог-император и представительницы Бинэ Гессерит беседуют. Какой-то муторный арт-хаусный фильм, который никак не желает закончиться.

    Философия, которую изрекают персонажи "Дюны", никогда не грешила понятностью. Лето Второй грешит этим меньше прочих. Он постоянно говорит туманные фразы типа (это не прямые цитаты, а мои фантазии по мотивам, которые запомнились) "я хищник - я творю великую неопределённость" или "я создал в моей империи тоску по тому, чего она лишена". Понять Лето нечеловечески трудно; многие персонажи вместе с читателями и не понимают, а те, кто понимают, не раскроют нам содержание своего понимания. И вся книга наполнена словесной водой такого сорта.

    Единственное, что обозначено хотя бы пунктиром - условный план Лето, которым он обосновывает свои решения. Подчеркну, что план этот - не глубокая сюжетная основа, а идея: всё устроено так, а не иначе, потому что Золотой Путь. Я этот план понял так: есть некий Золотой Путь (ради которого Лето Второй пошёл на метаморфоз по превращению себя в Червя в конце "Детей Дюны"), суть которого нам не откроют, но который должен спасти людей от худшей участи, суть которой, вроде как, в полном исчезновении человечества; ради этой цели Лето погрузил свой мир на тысячелетия в довольно инфантильное и застывшее состояние, преобразовав (за кадром - мы уже видим законченный процесс) песчаную Дюну в зеленеющий сад без червей (черви - важный элемент лора прошлых частей), чтобы потом произошли какие-то адские катастрофы, планета вновь стала пустыней (Лето к тому времени будет мёртв и из него, как я понял, выйдет супер-Червь), а люди, прокляв Лето, отправились колонизировать иные планеты; в этом исходе и будущем возвращении на Дюну большую роль будут играть потомки Атрейдесов, которых Лето прокачал при помощи своей генетической программы; да, спустя многие столетия возвращенцы нашли бы записи Лето и поняли, что был-то он нормальным пацаном, а не тираном, и барагозил ради благого дела. Это общий план на будущие книги. В этой Лето только помер на последних страницах. Всё остальное - туманные разговоры, разговоры, разговоры.

    Лето настаивает, что он учит свою Империю чему-то важному, что он тщится быть последним тираном, но понять эти уроки (кроме того, что нельзя поклоняться прошлому), что именно он делает с миром, чего хочет от людей, каким способом (кроме тоски по утраченному месту в истории) нынешнее состояние мира должно привести к желанным преобразованиям - нельзя. Из туманных фраз вытекает, что его цель как-то связана с природой власти и насилия. Но ничего конкретного. Империя как таковая в книге не представлена: так что её образ нельзя понять не только из слов героев - нельзя сделать вывод, увидев её лично. Интересно, что хотя Лето именуют тираном - он особо не тиранствует. Мы вообще очень мало видим его политическую деятельность. Обычно он скучает или философствует. Не выходит и понять мир нравственных представлений Лето, потому что созданный Гербертом образ фрагментарен и противоречив до невозможности (если бы я не поленился вновь закопаться в книгу ради цитат, то я собирался воспроизвести в ряд разные отрывки, не складывающиеся в понятный образ). Одно ясно: Лето, безусловно, не нравственный образец и не предлагает людям какого-то морального совершенства; чаще вопросов добра и зла в книге мелькает тема секса - в смысле селекции.

    Итак. Персонажи - картонные, сюжет - отсутствует, мотивации - туманны, мир - абстрактен и ужат до декораций в театре, цели - сумбурны, страниц - много, скуки - ещё больше. Это графомания, которая опасно приближается к уровню какого-нибудь "Улисса". Ну или я чего-то не понял.

    12
    625