Рецензия на книгу
Американская трагедия
Теодор Драйзер
swan_anna_book16 августа 2024 г.«Успешный успех» или «парень к успеху шел, не получилось, не фортануло». Рецензия со спойлерами!!!!!!
Произведение Теодора Драйзера «Американская трагедия» было на слуху в период начала моего активного чтения. До этого я боялась брать в руки что-то массивное, в нескольких томах; потом он трансформировался в страх, что мне не понравится книга, но какого было мое ощущение, что книга мне определенно зашла. Теперь «Американская трагедия» - одна из лучших мною прочитанных книг и я решила написать рецензию. Однако эта рецензия со спойлерами, поскольку без них говорить о книге будет довольно сложно.
И так, сюжет:
Сюжет произведения довольно простой: все начинается с описания семьи, в которой оба родителя проповедают евангелия, а дети покорно следуют за ними. Причем, семья настолько бедная, что родители не могут дать своим детям образования. Казалось бы, что это семейная сага, но все куда проще – фокус произведения направлен на главного героя, сына семьи – Клайда. С самых первых страниц автор рисует этого персонажа как мечтательного, чувствительного, чувственного и честолюбивого парня. Клайд, наблюдая скудное положение семьи, мечтает вырваться из его крепких уз на встречу свободе и, что главное, богатству и престижу. Достигая более взрослого возраста, Клайд начинает работать (и кем он только не работал), однако его путь к престижу и богатству начинается с работы «мальчика-рассыльного» в отеле «Грин-Дэвидсон» и заканчивается работой на предприятии по производству воротничков, владельцем которого выступает его дядя. Все могло бы закончится хорошо, если бы не страстная натура главного героя и желание обладать большим….
Внутренняя начинка произведения:
Хоть сюжет довольно прост и краток, суть данного произведения кроется во внимании к деталям (поскольку Драйзер был довольно дотошным писателем и на две страницы мог описывать переживания и чувства героя). В начале произведения автор описывает чувства и эмоции Клайда по отношению к семейному положению, которое занимает его семья: «Мальчик, отпустив глаза, беспокойно переминался с ноги на ногу и подпевал не очень усердно. Высокий, но еще не окрепший, с выразительным лицом, белой кожей и темными волосами, он казался самым наблюдательным и, несомненно, самым чувствительным в этой семье; ясно было, что он недоволен своим положением и даже страдает от него».
Огромной проблемой было равнодушие родителей, которое они проявляли к своим детям: «Родители Клайда оказались совершенно неспособными позаботиться о будущности своих детей. Они не понимали, что каждому из детей необходимо дать какие-то практические или профессиональные знания». Таким образом, Клайд решил взять все в свои руки и любым возможным способом устроить свою жизнь: «Лет в пятнадцать, даже немного раньше, Клайд начал понимать, что к его воспитанию, как и к воспитанию его сестер и брата, родители отнеслись, к сожалению, очень небрежно». Притом, он считал себя не хуже других, и рисовал себе будущую карьеру в банках и конторах, а не работая за станком. Он не хотел жить унизительной жизнью простых рабочих, а поэтому был в поиске той работы, которая могла подарить ему возможность одеваться лучше, чем прежде. Проработав продавцом содовой, ему удалось устроиться рассыльным в отель «Грин-Дэвидсон». Конечно, Клайд неумолимо радовался такому шансу и посвящал этой работе все свое время. Однако именно этот момент оказался для героя переломным. Для Клайда словно столкнулись два мира: мир нищеты и родителей, кротко неся свой крест; и мир кутежа и свободы, который рисовали ему друзья-коллеги из отеля. Не трудно понять, что в итоге выбрал герой: «И они воображают, что он примет участие в чем-либо подобном? Этого не будет. Он не такой. Что подумали бы его мать и отец, если бы услышали все эти ужасные истории…. И все-таки….». Именно в потоке кутежа и поиске приключений, герой, с одной стороны, становится жертвой смертельной случайности и сообщником преступления, с другой. Боясь запятнать свое великолепное будущее, Клайд, как и его закадычные друзья, пускается бежать: «Теперь и Клайд, словно впервые поняв, к чему приведет арест,-все его мечты о приятной жизни окончатся позором и, вероятно, тюрьмой!-тоже пустился бежать». Автор рисует главного героя трусом, который не желает брать ответственность за свои собственные поступки, а только лишь убегать от них, как можно дальше. Однако Клайду свойственно некоторое эхо его собственной совести – понимая, к чему он был причастен, он всеми силами пытается противостоять своим более низменным желаниям. Таким образом, пытаясь устроиться уже в другом городе, Клайд попадает в руки своего дяди, Сэмиэлю Грифитсу, который устраивает его на предприятие по производству воротничков, где его обязанностью является контролировать работу женщин. По началу, все шло хорошо, пока герой не нарушает правила предприятия, и влюбляется в девушку, из такой же бедной семьи, Роберту Олден (которая работает на том же предприятии, что и он). Наш романтический герой полностью очарован Робертой, пока не встречает Сондру Финчли и очаровывается уже ей. Однако узнав о сложном положении Роберты, он впадает в ловушку своих же собственных желаний. Пытаясь помочь Роберте с ее положением, он мечтает вырваться из ее рук и быть частью уже мира Сондры Финчли, мира богатства и роскоши. Роберта напоминает Клайду о его долге жениться на ней, однако герою становится противна Роберта и ее положение. В отчаянии он решается на убийство, чтобы стать свободным от влияния Роберты и жить прекрасной жизнью вместе с Сондрой. Вопрос: любил ли Клайд Сондру? Отчасти да, ведь она была красива, роскошна, богата уже в свои семнадцать лет, благодаря успеху родителей. Но влюблен он был, скорее всего, в ее образ и успех, который сулил ему брак с Сондрой. Если бы Сондра была бы такой же фабричной работницей, ее ждала бы такая же участь, что и Роберту. Таким образом, Роберта – ключевой персонаж, олицетворяющий старый мир Клайда, лишенный богатства и престижа и полный трудностей и преград. Пытаясь избавиться от Роберты (от старого мира), в погоне за Сондрой (мира престижа и богатства), Клайд обрекает себя на трагическую участь и заковывает себя в тюремные оковы.
Почему тогда не «Трагедия Клайда Грифитса», а «Американская трагедия?».
Читая произведение, я еще в начале своего пути задалась вопросом, почему оно называется именно «Американская трагедия», а не «Преступление и наказание Клайда Грифитса» например. Ответ, на мой взгляд, очень прост и кроется в феномене «Американской мечты». Если коротко, то суть «Американской мечты» в том, что любой человек независимо от социального статуса и места рождения может достичь успеха в США. Конечно, успех для каждого человека, разный, но в данном смысле, олицетворением «Американской мечты» является возможность построить крупный бизнес без начального капитала. Однако Драйзер переворачивает «Американскую мечту» трансформируя ее в «Американскую трагедию», показывая, что не существует никакой страны-утопии и жажда к престижу и богатству, страх к неудачам и провалу, может сделать из человека нравственного и морального труса. Однако это не означает, что желание чего-то добиться в жизни обязательно приведет к трагическому исходу.
Актуальность романа или жизнь в эпоху Успешного успеха.
«Умри или заработай свой первый миллион, даже если ты пятиклассник»,-звучит как заповедь мастодонтов успешного успеха. В случае с произведением, можно было бы сказать «Умри или заработай свой первый миллион, даже если ты Клайд Грифитс». И смешно и грустно, как роман и современные реалии могут иногда переплетаться между собой. Сегодня можно сказать, что «Американская мечта» трансформировалась в «Успешный успех», когда любой человек, даже школьник, может зарабатывать не хуже любого взрослого умудренного опытом человека. Возможностей, конечно, стало больше, и добиться успеха сейчас легче, чем это было раньше. Но так ли хорош «Успешный успех» как его постоянно рисуют? Проблема «Успешного успеха» в том, что его слишком много, иной раз тебя будто бы винят в том, что ты добился недостаточно, и можно было бы, в целом, стараться лучше. Таким образом, люди неосознанно хотят быть похожими на того человека, который транслирует свои достижения в социальных сетях; если коротко, то создают себе кумира как Клайд Грифитс, создал себе. Ровняться на кого-либо это не плохо, однако желание быть кем-то другим не дает человеку фокусироваться на своих ценностях и достижениях. Человек считает себя неудачником, а отсутствие успеха воспринимается как вина. И, в конце концов, человек может идти на глупые, необдуманные и опасные поступки ради успешного успеха, как Клайд Грифитс пошел «по головам» и решился на убийство Роберты.
Заключение
Безусловно, сегодняшний мир – это мир возможностей и достичь успеха, бесспорно, сложно, но возможно. Однако очень важно слушать себя и знать, что дорого и превыше всего для тебя. Слепая гонка за богатством и престижем не сделает никого счастливым. Клайд, отчасти, является жертвой высшего общества, на которое он так страстно хотел походить; не зная, при этом, кем он является на самом деле. Отчасти равнодушие его семьи, отчасти блистательный свет высшего общества, сделали судьбу героя трагичной. Таким образом, на мой взгляд, роман показывает важность гармонии материального и духовного мира.
"
Их словно разделяет глухая стена, неодолимая преграда взаимного непонимания,-в этом все дело. Никогда ей не понять, как он жаждал комфорта и роскоши, красоты, любви - той любви, что неотделима от пышности, удовольствий, богатства, видного положения в обществе,-не понять его страстных, неотделимых желаний и стремлений. Она не может этого понять. Она сочла бы, что все это очень дурно - грех, себялюбие.
Содержит спойлеры4357