Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Flowers in the Attic

V.C. Andrews

  • Аватар пользователя
    Аноним8 января 2015 г.

    Много слышала про эту книгу, как хвалебных отзывов, так и "ругательных", решила наконец составить собственное мнение. Несмотря на заявленные ужасы и драму, читается произведение очень легко и, в общем, какого-то длительного осадка в душе не оставило. Пройдусь по основным моментам.
    Осторожно, здесь спойлеры!
    Сюжетная задумка в целом хороша и многообещающа (вынужденная изоляция, трансформация отношения к родной матери, проблемы выживания и взросления и т.д.), но на мой взгляд, потенциал этой истории реализован слабо. Первые пару глав автор несется галопом по Европам, перескакивая с одного события на другое, хронологически отдаленное, явно стараясь поскорее перейти к главному. В результате текст воспринимается довольно странно: зимним днем мать объявляет детям, что в начале мая у нее будет двойня. В этот же вечер отец проводит с ГГ беседу, уверяя, что будет всё так же любить ее. Следующий абзац начинается со слов:


    Перед обедом отец вбежал в столовую, чтобы сообщить нам с братом, что он собирается отвезти мать в больницу

    Где, спрашивается, остальные полгода? Но этот скачок во времени, в общем-то, довольно безобиден по сравнению с остальными логическими нестыковками.

    Дальше...

    Серьезно, логики в действиях персонажей никакой. Овдовевшая женщина не пытается взять в долг (хотя друзья семьи и сердобольные соседи упоминаются довольно настойчиво), ничего не продает и не закладывает (ладно, всё взято в кредит, но ни за что не поверю, что молодая обеспеченная девушка, уезжая из родительского дома, не взяла с собой хотя бы несколько драгоценностей, и вообще за 15 лет семейной жизни ни один-единственный кредит ни за одну вещь они не выплатили), вместо этого пишет своей злобной нелюбимой матери и просит... не денег, как было бы логичнее, чтобы держаться от мамаши подальше, а приютить её со всеми отпрысками в ожидании супер-наследства. Логика железная. Какой бы она ни была курицей, ясно, что в отсутствие других наследников всё дедулино состояние перейдет к бабке. И вот тут уже у меня вопросы к этому персонажу. На протяжении всей книги нам дают понять, что дама свою дочку ненавидела, считала "подлой и лживой дрянью", плюс отвращение на религиозной почве за проступок. Даже если миллионы муженька ей не нужны, с чего она согласилась принять дочь, зная ее намерения, да еще и с детьми? Не проще ли было сказать: "Убежала - живи, как хочешь, если очень надо - приезжай, но никаких дьявольских отпрысков?" В реальности, может, и проще, но в романе надо создать предпосылку для дальнейшего действия, поэтому имеем, что имеем.

    В противовес сжатой завязке дальнейшее действие развивается крайне вяло, одну неделю можно расписывать несколько глав, потом внезапно "прошел еще год". И если сперва, как по мне, состояние и действия детей описаны вполне достоверно (надежда на скорое избавление, попытки занять себя в предлагаемых обстоятельствах, чувства к бабушке и попытки привлечь ее расположение), то дальше начинается феерический мрак. Может, я чего-то не понимаю, но я никак не могу объяснить то, что идея вылезти через окно на крышу пришла детям только через два года (!) сидения взаперти. Если они знали, что дед живет на первом этаже, все ложатся рано, а слуги вообще в отдельном строении, почему не открывали окно хотя бы ночью? Почему младшие не болели намного раньше банально из-за плохого рациона, а не из-за тех ужасов, которые описаны в конце? И почему, в конце концов, они не сделали ни одной попытки сбежать раньше? В первые месяцы это хоть как-то объясняется обещаниями мамы, ее рассказами о курсах, о плохом здоровье деда, но дальше? "Настойчивая и агрессивная" Кэти, которая в 12 лет раздумывала о побеге из дома из-за рождения близнецов, в 15 смотрела, как эти самые близнецы чахнут, и только причитала на словах? У "идеального" 17-летнего Криса атрофировались мозги настолько, что лучше было есть мышей и пить кровь, чем подвести развлекающуюся с женихами мамочку? Я знаю про слепую любовь, но инстинкт самосохранения должен был быть посильнее... ан нет, принесли корзинку с едой - и побег отложился на месяцы, если не на год. Зато сколько стенаний в конце: ах, если бы мы догадались сбежать раньше...

    Концовка, кстати, показалась мне надуманной и манипулятивной: не пролили реки слез раньше, дорогие читатели, так прольете теперь. При этом подготовка к побегу удается героям настолько просто, что это на корню убивает сочувствие к их предыдущим страданиям. С первого раза стащили ключ, всё это время знали, где деньги лежат, причем не только у матери, но и у деда, код от сейфа мамаша разболтала, деньги по комнате валяются... Серьезно, тут что-то не так: либо концовка высосана из пальца, в каждом кусте по роялю, либо герои настолько глупы, что месяцами сидели взаперти, хотя всё это знали. Ход с дедушкой мне понравился, такого я не ожидала, но "разоблачение пончиков", на мой вкус, - всего лишь излишняя слезовыжималка, причем никакого убедительного довода, что это сделала именно мать, я так и не увидела.

    В итоге "Цветы на чердаке" оказались для меня крайне нелогичной и неубедительной книгой, в которой из интересного замысла получился не самый качественный продукт. Линия отношений брата и сестры не впечатлила нисколько, особенно если учесть, что началась она с того, что мегарелигиозная бабка, зная историю их появления на свет, селит их в одной комнате, не ходит туда неделями и всё это время твердит: "Не делайте дурного, вы, мерзкие греховные создания!". Разделила бы девчонок и мальчиков, и то интереснее было бы читать... А так получилась книга обо всём и ни о чём: для психологической драмы слишком мало описания внутренней трансформации героев, для триллера слишком мало действия, для социальной драмы слишком уж хорошо герои живут на своем чердаке (и балетом-то занимаются, и вещей навалом, и энциклопедии всякие читают, еды, правда, мало, но их это ни к чему не подталкивает), любовный роман - тоже не годится. В общем, один раз прочитать можно, но эту книгу явно переоценили.

    P.S. На первой же странице героиня пишет, что "скрывается под вымышленным именем" и пишет книгу ради мести, чтобы мамаша прочитала и узнала себя. Очень жаль, что дальнейшие планы Кэти изменились, и ее месть растянулась еще на целую часть, еще более странную, чем это произведение.

    2
    45