Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

С первой фразы. Как увлечь читателя, используя когнитивную психологию

Лиза Крон

  • Аватар пользователя
    Аноним14 августа 2024 г.

    Каждый из нас безошибочно, на интуитивном уровне, распознает хорошую историю. Именно так мы определяем достойная книга или плохая, стоящий фильм для просмотра или проходной. Хорошая история не кажется иллюзией. Она воспринимается как сама жизнь. И мы либо влюбляемся в героев с первой секунды и отождествляем их с собой, либо забываем их имена.

    Эта книга научит писать истории так, чтобы избежать читательского безразличия.

    История — не просто события. И не просто описание чего-то, что происходит с кем-то. История — это то, как мы меняемся и как меняется мир вокруг нас. Она захватывает, только если дает возможность почувствовать, как меняется сюжет. Поэтому, история — это странствия во внутреннем мире, а не во внешнем. Добавим сюда еще возможность сопереживать и читательские любопытство. Чтобы мы увлеклись, в истории не просто что-то должно происходить, у нее должны быть последствия, которые мы в состоянии предугадать.

    Жизненная сила истории — конфликт. Начиная с первого предложения читатели превращаются в ищеек, которые упрямо разнюхивают, что на кону и как оно повлияет на главного героя. Для этого достаточно задавать три вопроса. Чья это история? Что в ней происходит? И что под угрозой?

    Интонация в истории — это то, как изложена тема; она, подобно саундтреку к фильму, создает у читателя настроение.

    Когда мы полностью поглощены историей, наши собственные границы размываются. Мы становимся главным героем, чувствуем то же, что и он, хотим того же, что и он, боимся того же, чего боится он. Это касается и книг, и фильмов. Мы все — обычные люди, и удовольствие, которое мы получаем от книг, не просто каприз; оно заложено в человеческой природе. Это дает нам возможность жить своей жизнью и в то же время примерять на себя чужую.

    А еще я благодарна автору за то, что она честно признала тот факт, что экспериментальные романы, в которых нарушены правила развития истории, зачастую превращаются в книги, которые сложно читать (и поэтому их не читают). Речь, конечно же, об «Улиссе» Джеймса Джойса. Роман входит в десятку лучших книг, когда-либо написанных, но даже критики сомневаются в том, что книга кому-то по-настоящему нравилась. «Улисса» читают отчасти потому что, это сложно и дочитать до конца эту нудятину — значит показать свой интеллект (если не выносливость). Но читатель вовсе не обязан это делать. Если история скучная, значит, автор не справился со своей задачей. И точка.

    Отдельного внимания заслуживает глава о том, почему так важно причинять любимым боль. В данном контексте речь идет о героях, а в роли садиста-мучителя выступает писатель. Унижение, обида, стыд — это лучший способ помочь героям развиваться. Постоянно повышая давление, автор держит своего героя в форме. Чем больше ему предстоит преодолеть, тем лучше. А еще писатель просто обязан разрушать идеально продуманные планы своего героя. Делать так, чтобы герой получал то, что хотел, однако, затем осознавал, что хотел вовсе не этого. Свалить на его голову все возможные несчастья. Заставить героев лгать, а злодеев наделить хорошими чертами. Показать внутренних демонов персонажей. И самое главное — показать своих собственных демонов. Как говорил Юнг: «Озарение приходит к нам не тогда, когда мы пытаемся представить свет, а когда осознаем, что такое тьма».

    На мой взгляд, в книге очень много детальных советов по работе с текстом. Это однозначно полезная книга для авторов, копирайтеров, сценаристов. Автор являлась продюсером на канале Showtime (сразу вспомнился сериал «Калифорния» с Дэвидом Духовны), была литературным консультантом киностудии Warner Brothers, а в настоящее время работает над литературными и кинопроектами.

    8
    177