Рецензия на книгу
Тихий Дон
Михаил Шолохов
Аноним14 августа 2024 г."Страсти по "Тихому Дону"
«Тихий Дон»
Большая часть действия романа разворачивается в хуторе Татарском станицы Вёшенской примерно между 1912 и 1922 годами. В центре сюжета жизнь казачьей семьи Мелеховых, прошедшей через Первую мировую, и Гражданскую войну. Многое пережили Мелеховы с хуторянами и со всем донским казачеством в эти смутные годы. От крепкой и зажиточной семьи к концу романа в живых остаются Григорий Мелехов, его сын Миша и сестра Дуня.
Главный герой книги Григорий Мелехов — донской казак, офицер, выслужившийся из рядовых. Исторический перелом, напрочь поменявший древний уклад донского казачества, совпал с трагическим переломом и в его личной жизни. Григорий не может понять, с кем ему остаться: с красными, или с белыми. Мелехов в силу природных способностей дослуживается сначала из простых казаков до офицерского звания, а потом и до генеральской должности (командует повстанческой дивизией в Гражданской войне), но военной карьере не суждено сложиться. Также мечется Мелехов между двумя женщинами: нелюбимой поначалу женой Натальей, чувства к которой проснулись только после рождения детей Полюшки и Мишатки, и Аксиньей Астаховой, первой и самой сильной любовью Григория. И обеих женщин он не смог сохранить.
В конце книги Григорий бросает всё и возвращается домой к единственному, оставшемуся из всей семьи Мелеховых, сыну и к родной земле.
Роман содержит описание жизни и быта крестьян начала XX века: обряды и традиции характерные для донского казачества. Подробно описана роль казаков в военных действиях, антисоветские восстания и их подавление, становление Советской власти в станице Вёшенской. Большая часть действия романа разворачивается в хуторе Татарском станицы Вёшенской примерно между 1912 и 1922 годами [4]. В центре сюжета жизнь казачьей семьи Мелеховых, прошедшей через Первую мировую, и Гражданскую войну. Многое пережили Мелеховы с хуторянами и со всем донским казачеством в эти смутные годы. От крепкой и зажиточной семьи к концу романа в живых остаются Григорий Мелехов, его сын Миша и сестра Дуня.
Казачья колыбельная из главы 3 первой книги романа вдохновила американского барда Пита Сигера на написание ставшей всемирно известной антивоенной песни «Where Have All the Flowers Gone?».
В 1987 году появилась книга Владимира Скворцова «Григорий Мелехов», в которой прослеживается дальнейшая судьба героя вплоть до времен Великой Отечественной войны.
В романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» — не менее 982 персонажей, из них — не менее 363 реальных исторических лиц.
Колыбельная, которую поет Дарья в третьей главе первой части ("Колода-дуда..."), вдохновила американца Пита Сигера на написание собственной песни - Where have all the flowers gone? Эту песню, популярную сегодня, очень любила Марлен Дитрих. Песня переведена на немецкий и на русский языки (поет Маша Макарова). Некоторые склонны считать автором английского текста самого Шолохова, но это явно чудесная легенда.
Прототип Григория Мелехова - казак Харлампий Ермаков - сам фигурирует в романе в качестве действующего лица. Харлампий Ермаков был арестован и расстрелян в 1927 году.Григорий Пантелеевич Мелехов — главный герой романа Михаила Шолохова «Тихий Дон».
Одним из прототипов персонажа является, по мнению исследователей, комдив 1-й повстанческой дивизии в Вёшенском восстании Харлампий Ермаков. Образ героя, называемый литературоведами «открытием в мировом искусстве», был неоднократно воплощён в кинематографе.
Главный герой романа «Тихий Дон» появился на свет в 1892 году (дата рождения в произведении не указана, однако она установлена исследователями на основе документов о призывном возрасте, действовавших в России первых десятилетиях XX века) в семье отставного урядника Атаманского лейб-гвардии полка Пантелея Мелехова. Во внешнем облике Григория заметны отцовские черты, которого, как и других «горбоносых, диковато-красивых» представителей рода Мелеховых, хуторяне называли турками. В романе прослеживаются основные этапы биографии Григория. Так, в декабре 1913 года он призван в армию; на службе в 12-м Донском казачьем полку Мелехов проявляет себя как человек, с яростью отстаивающий собственную честь и стремящийся не допустить оскорблений других людей. Осенью 1914-го он попадает в госпиталь, затем возвращается на фронт, принимает участие в Брусиловском прорыве; к 1916 году Григорий имеет уже четыре Георгиевских креста.
Жизнь Мелехова в 1917 году обозначена пунктирно; по мнению исследователей, подобная авторская сдержанность связана с тем, что герой «оставался в стороне от политической борьбы, захлестнувшей страну». Одним из ключевых моментов, повлиявших на его мировосприятие, является, по мнению литературоведа Ирины Медведевой-Томашевской, эпизод, в ходе которого происходит уничтожение пленных казачьих офицеров: «Это зверство, к тому же свидетельствующее об отсутствии воинского права и чести, решительно отталкивает Григория от большевиков». Во взглядах Мелехова на жизнь соединён опыт земледельца и бойца, поэтому его, как и других казаков, по-настоящему волнуют три вопроса: о земле, воле и власти.
Конечно, Григорий сам вовлечен в кровавую, расчеловечивающую круговерть войны и братоубийства, но он мучительно душевно терзается этим… Он не только неотступно чувствует на себе груз недолжного, глубинно постыдного, того, что в христианстве и называется грехом, но главное — способен остановить свое рассвирепевшее сердце, оскорбленное чувство, уже заносящее руку на обидчика, готов остыть и простить.Григорий Мелехов и Аксинья
Интерес к Аксинье — жене соседа Мелеховых Степана Астахова — зарождается у Григория в тот момент, когда тридцать казаков, в том числе муж героини, уходят на военные сборы в лагеря. Роман развивается стремительно; Аксинью и Григория сближает безоглядность чувств, искренность порывов, нежелание считаться с людской молвой. По словам литературоведа Светланы Семёновой, Мелехов и его возлюбленная объединены «страстностью, мощной, почти звериной эротической, жизненной энергетикой»; при этом герой с его «диковатой красотой» является «воплощением мужественности», тогда как пылкая, чувственная, притягательная Аксинья несёт в себе мощное женское начало. Любовь персонажей подобна «весеннему раскрепощению земли»; не случайно описание природы занимает так много места в момент свиданий или томлений героев: «Аксинья и кленовый куст», «Аксинья и грустный пленительный запах тронутого увяданием ландыша».
В финале «Тихого Дона» герои выдвигаются ночью к станице Морозовской. В пути молодую женщину настигает пуля, выпущенная «человеком из заставы». После смерти Аксиньи герой погружается в «апокалиптический ступор»; его существование напоминает «мёртвую обуглившуюся землю».
Григорий Мелехов и Наталья
Григорий женится на Наталье Коршуновой не по любви — это выбор его отца. О том, насколько далека от героя юная невеста, свидетельствует сцена свадьбы, написанная автором «отстранённым глазом»: Мелехов наблюдает за поведением гостей, фиксирует особенности их поведения во время застолья и в то же время чувствует некую отгороженность от происходящего: «Идёт несколько гротесковый монтаж укрупнённых деталей».
При этом Григорий сознаёт, что его жена — «тонкая, нарядная», с «ладным станом» — хороша собой; увидев её после долгой отлучки, Мелехов отмечает: «Красивая баба, в глаз шибается». Однако искусственно взрастить в себе любовь к Наталье он не может; признания героя в том, что «нету на сердце на ничего», соседствуют с описанием «мертвенно отживших трав» и «чёрно-голубой вышней пустоши». Наталья относится к мужу иначе, чем Аксинья; в ней, по мнению исследователей, нет темпераментной пылкости соперницы, зато присутствует «пронизывающая лучистость»
История
Литературная биография Григория Мелехова, по мнению исследователей, неотделима от вопроса об авторстве текстов романа «Тихий Дон». Так, ряд литературоведов придерживается мнения о том, что в рукописях произведения просматривается «„соавторское“ редактирование»; отсюда — «непоследовательность и противоречивость» образа главного героя [2]. Другие убеждены, что метания Мелехова связаны с формированием его личности и «идут по нарастающей»[3].
В черновых набросках романа, датированных 1925 годом, Григория Мелехова не было — он появился в итоговой редакции, заняв место персонажа Абрама Ермакова[4]. В то же время, по замечанию писателя Анатолия Калинина, имя Григорий нередко встречается в ранних рассказах Шолохова; истории героев, действующих в таких его произведениях, как «Коловерть» и «Пастух», весьма далеки от судьбы Мелехова, однако в них уже обнаруживается «отблеск того, совсем юного Григория, который ещё не заблудился на дорогах сурового лихолетья»[5].
Свидетельством того, что «предшественником» Мелехова был Абрам Ермаков, являются, по данным литературоведа Феликса Кузнецова, и внешнее сходство (у обоих были «синие выпуклые белки глаз» и «изогнутая левая бровь»), и общие черты характера: и тот, и другой отличались горячим нравом и безудержностью в поступках. При этом два героя имели общего прототипа — казака Харлампия Ермакова, расстрелянного в 1927 году на основании решения коллегии ОГПУ. Сам Шолохов в течение нескольких десятилетий после выхода «Тихого Дона» на вопросы о прообразах отвечал достаточно уклончиво, не подтверждая и не отрицая версию о близости судеб Ермакова и Мелехова: «И да, и нет… Скорее всего это образ собирательный».
Исследователи установили, что Шолохов был хорошо знаком с Харлампием Васильевичем, весьма плотно общался с ним при сборе материалов, связанных с историей Гражданской войны на юге России. В архивах сохранилось письмо Михаила Александровича, адресованное Ермакову; в нём, в частности, упоминается о необходимости личной встречи для получения «некоторых дополнительных сведения относительно эпохи 1919 года».
Сходство между Григорием и его прототипом неоднократно устанавливалось советскими учеными в ходе их бесед с дочерью Ермакова Пелагеей и несколькими казаками более старшего возраста чем она. Заслуживающее внимания свидетельство поступило от белогвардейского офицера Евгения Ковалева, который летом 1919 года служил вместе с Ермаковым в Донской армии. Ковалев нашел настолько поразительное сходство между Ермаковым и Григорием в отношении их внешности и храбрости, что написал статью, озаглавленную «Харлампий Ермаков — герой „Тихого Дона“»
Аксинья Астахова - одна из главных героинь романа Михаила Шолохова «Тихий Дон».
Это очень яркий, запоминающийся образ, западающий в душу. Судьба этой героини, как и судьбы многих сильных личностей, сложилась трагично.
Аксинья Астахова — жена Степана, возлюбленная Григория Мелехова.
Аксинья - коренная казачка-крестьянка, привычная к тяжелому крестьянскому труду и подверженная всем предрассудкам своего сословия. Отличается яркой, необычной красотой, выделяясь особой женской привлекательностью и способностью безоглядно отдаваться любви.
Сильная, цельная натура, обладающая прямым, эмоциональным характером, способная на решительные поступки, но не способная на обман и «легкие отношения». Главное в ее жизни - реализация ее женской сущности.
Несчастья героини были предрешены уже с юных лет: «В шестнадцать лет она была изнасилована своим пятидесятилетним отцом. Мать с братом забили старика до смерти» ("Людям сказали, что пьяный упал с арбы и убился"). Дальнейшая судьба героини тоже складывалась несчастливо: «…через год выдали замуж. После первой же ночи стал тот избивать свою молодую жену, не поверив в ее непорочность, бил нещадно года полтора, до рождения ребенка, который умер, не прожив и года. И все началось заново: Степан пил, не ночевал дома, бил Аксинью».
До двадцати лет героиня натерпелась немало горя и унижений. Но, как оказалось, это было только началом несчастий. Если бы Аксинья смогла все объяснить, а Степан поверил ей, простил бы ее, ничего плохого с их семьей не случилось бы. Но муж своей жестокостью и твердолобостью оттолкнул от себя любимую женщину. И ей ничего не оставалось, как излить свою нерастраченную любовь на другого.
Тут как раз появился Григорий Мелехов, который давно оказывал Аксинье знаки внимания. Женщина буквально с головой окунулась в любовные чувства со всей своей природной открытостью, прямотой, честностью. И счастье, и любовь не могла она прятать от окружающих: «не лазоревым алым светом, а собачьей бесилой, дурнорьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь. В лугового покоса переродилась Аксинья».
Влюбленные не скрывали свою незаконную любовь. Они все делали не так, как было принято: им бы встречаться тайно, не показывать чувства на людях… Но это было противно честной и открытой душе Аксиньи. Она не боялась насмешек, не стыдилась любви: «Будто кто-то отметину сделал на ее лице. Бабы при встрече с ней ехидно ощерялись, качали вслед головою, девки завидовали, а она гордо несла свою симпатичную, но срамную голову. Об их связи с Григорием уже говорили в открытую».
Даже любовь к ребенку для Аксиньи - продолжение страсти к Григорию, а не чувство, коренящееся в глубине патриархально-семейных отношений. Трагедия усугубляется смертью ребенка и непониманием происходящих социальных потрясений. В итоге Аксинья окончательно теряет возможность того, что в ее среде является для женщины главным, - «укоренения в семье» - и трагически погибает.
В литературоведении издавна установилось глубоко сочувственное отношение к страсти Аксиньи. В 30-е гг. ее запретная любовь трактовалась как «протест против старого мира» и даже как гимн свободной любви в духе «революции быта», провозглашенной А.Коллонтай. Образ Аксиньи стоит в ряду беззаветно любящих, но не могущих в силу трагических обстоятельств соединиться с любимым героинь. Тех героинь, которые в свою очередь дают любимому ощущение полноты и смысла жизни.Наталья Мироновна Мелехова ( в девичестве Коршунова) - одна из главных героинь романа Михаила Шолохова «Тихий Дон».
Наталья - законная жена Григория Мелехова, дочь Коршунова Мирона Григорьевича.
Автор не случайно столько внимания уделил изображению внутреннего мира своей героини. Она несет в себе характерные черты, свойственные русской женщине 20-го века.
В начале книги мы видим ее еще совсем юной девушкой, когда Мелеховы приехали ее сватать. Когда невесту впервые показывают Григорию, он думает: "Хороша". Выбор отца он одобряет, видя, что эта девушка послушна, покорна, стыдлива и ласкова. В характере данной героини сплелись причудливо порабощенность древними патриархальными традициями и постоянно ставящие ее в драматические ситуации и толкающие на протест громадные человеческие возможности. Получили воплощение в нем высокие нравственные качества, а также красота и грация, которые складывались в самых недрах жизни народа
Наталья с первого взгляда полюбила будущего мужа, пронеся это чувство через всю свою непростую жизнь. Она была любимицей своего отца. Тот, зная характер будущего зятя, сомневался в нем. Однако Наталья, наряду со своей кротостью и смиренность, была непреклонна: «Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!». Коршунова предстает целомудренной девушкой, которая стыдиться проявления своих чувств и боится показаться легкомысленной.
С первых дней в доме Мелеховых родители мужа прикипели любовью к этой девушке, так как она отличалась добротой и покладистостью, а главное трудолюбием, чем не могла похвастаться старшая невестка Дарья. Она безукоризненно вела домашнюю работу, проявляя уважение к мужу и его семье. Для Натальи характерно долготерпение, а также мудрое спокойствие женщины - хранительницы очага. Кроме того, ей присуща запрятанная глубоко способность к сильным духовным переживаниям. О гордости Натальи, силе ее чувств говорят поступки, а не слова: это ее попытка самоубийства, а также нежелание иметь от нелюбящего мужа ребенка. Наталья сумела посвятить себя детям, дому. В самом ее портрете заключена трагическая история жизни: с "раздавленными работой", "большими" руками контрастирует красота лица, а серые глаза, смотрящие смело, противопоставляются сдержанной и смущенной улыбке.
Наталья, которая слишком долго терпела и молчала, так как была не только женой, но и матерью, сломалась в один миг. В разговоре со свекровью она пожелала мужу смерти, а затем решилась на аборт, не желая больше рожать детей человеку, которому это не нужно. От кровопотери Наталья скончалась к утру. Последние мысли этой молодой женщины, не успевшей повидать счастья и ласки, были о Григории. В последних словах Наталья призналась, что по-прежнему любит мужа и прощает его.Донской казак Степан Астахов является одним из ярких персонажей романа "Тихий Дон" Шолохова.
Астахов - молодой донской казак, сосед главного героя, Григория Мелехова. Степан, как и Григория, живет на хуторе Татарском станицы Вешенской на берегу Дона.
На момент начала повествования герою около 25 лет.
Он имеет крепкое телосложение, высокий рост, широкие плечи. Внешность у Степана довольно приятная. У него светлые глаза, смуглая кожа, русые волосы. Герой представляется читателю уже сложившейся личностью, заматеревшим мужчиной с четкими представлениями о жизни. Он уже отслужил в армии, побывал на войне, и на образ героя это влияет прямым образом.
В отношениях со своей женой Аксиньей Степан не проявляет нежность, ласку. Он очень жесток с ней. Степан часто бьет Аксинью за промахи, даже если в этом нет вины женщины. Аксинья не любит Степана. Единственное, что скрепляет их — это привычка, а со стороны Аксиньи — жалость. У пары был ребенок, но он погиб в младенчестве.
Несмотря на то, что Степан не дорожил Аксиньей, ему очень неприятно, когда Григорий Мелехов начинает ухаживать за ней. Когда обманутый муж узнает об измене жены, Степан приходит в ярость. Он бьет не только Аксинью, но и ее полюбовника. Степан проявил твердость и перестал общаться со своим другом, братом Григория, Петром Мелеховым.
Присуще Степану и такое качество как мстительность. Он решает причинить боль семье Григория, связавшись с женой его брата, Дарьей. Однако, Петр не поверил, что его жена могла ему изменить.
Во время войны Степан попадает в плен немцев. Он работал в лагере, а затем познакомился с богатой вдовой. Так Степан и устроился в Германии, но казак тосковал по своим родным местам. В поселке уже и не верили, что он вернется. Аксинья в то время жила с Григорием у Листницкого, а затем рассталась с любовником и стала встречаться с самим паном. Она уже и не надеялась, что Степан вернется.
Однако, недолго смог прожить казак в Германии. Степан вернулся в родной хутор и никто и не узнал его. Он был одет в строгий костюм и напоминал больше какого-то интеллигента, чем матерого казака. Находясь в новом положении, Степан решил вернуть жену, которую бросил Листницкий.
Но новая жизнь не была счастливой, ведь характер героя не изменился. Он остался таким же грубым и жестоким. Аксинья стала снова встречаться с Григорием, который был нежен и ласков с ней.
Война продолжалась и Степан, Григорий пошли служить. О дальнейшей судьбе героев неизвестно. Степан бежит из хутора в Крым в результате одного из сражений.Петр Пантелеевич Мелехов является одним из ярких второстепенных персонажей романа "Тихий Дон" Шолохова.
Петр является старшим сыном Пантелея Прокофьевича и Василисы Ильиничны, старшим братом Григория Мелехова и Дуняши.
Петро старше Григория на 6 лет. Вероятно, Петру около 26 лет.
Петру даются следующие портретные характеристики: небольшой, невысокий, курносый, кареглазый, волосы пшеничного цвета, пшенично-желтые длиннющие усы.
На момент начала повествования Петр уже является женатым человеком. Его женой является Дарья. У Петра и Дарьи был ребенок, который вскоре погиб. На протяжении всей семейной жизни Дарья изменяет Петру. Когда до Петра, находящегося на войне, доходили слухи о «вольном житье жены», он писал ей письма, в которых «грозил ей и просил бросать баловство».
Петр Пантелеевич – казак, который участвует во всех исторических процессах того времени. Когда начинается Первая мировая война, Петро уходит на фронт. Там он, «подлизываясь к командиру сотни», получает различные награды и становится офицером. Однако его повышение отличается от пути брата Григория, который не ищет выгоды, а заслуживает офицерское звание честным путем. Можно сказать, что война радовала Петра, так как она открывала ему новые возможности: из простого казака он превратился в офицера. Петр льстит и прислуживает, чтобы получить повышение, так как герой по-особому относился к чинам. Отличался Петр Мелехов от своего брата и тем, что любил «пограбить, поругать начальство». Все это показывает, что Петр хотел даже из военных действий обрести какую-нибудь выгоду.
Когда начинается Гражданская война, Петр Мелехов встает против «красных». Он не поддерживает своего брата Григория, который переходит на сторону большевиков. Здесь показывается, что в ходе Гражданской войны брат оказывается против своего брата.
Петра Мелехова можно отнести к семейным людям. Он не понимал смысла и целей войны, для него тихая и спокойная жизнь в родительском доме была привычнее и важнее. Он любил жену, своих родителей, брата Григория и сестру Дуняшку, любил детей Григория и Натальи. Петр приспособился к войне, не имея настоящих собственных целей, он привык к этим жестоким действиям, стараясь найти в них выгоду.
С начала Гражданской войны Петр воюет против «красных», и смерть он получает именно от них: в марте 1919 года Петр оказывается схваченным жителями своего хутора – Мишкой Кошевым и кумом Иваном Алексеевичем. Петро пытается повлиять на своего кума, он искренне хотел жить, однако политическая борьба оказывается сильнее родственных связей. Старший сын Мелеховых умирает от руки Мишки Кошевого. Петр стал первым покойником семейства Мелеховых.
Образ Петра Мелехова помогает продемонстрировать гордость и стремление к свободе Григория Мелехова, его честность и справедливость, нежелание наживаться на войне и чужих бедах. Демонстрируя различия в характерах старшего брата Петра и младшего брата Григория, М.А. Шолохов показывает также и нелепость Гражданской войны, в которой брат восстает против брата.Донская казачка Дарья Мелехова является одной из ярких героинь романа М.А.Шолохова "Тихий Дон".
Дарья является женой Петра Мелехова. В браке с ним Дарья родила ребенка, который вскоре погиб.
В повествовании постоянно подчеркивается, что Дарья обращала особое внимание на свою внешность. Дарья использовала косметику, чтобы подчеркнуть свою красоту: «Румянится да брови чернит».
О внешности героини известно следующее: высокая, «гибкая и тонкая». На протяжении всего повествования при раскрытии образа Дарьи акцентируется внимание на «красивых дугах бровей», которые Дарья всегда подкрашивала. Героиня любила, когда окружающие люди обращали на нее внимание. Она постоянно наряжалась в красивые наряды. Походка у нее была «вьющейся» и «легкой».
Подчеркивается также, что Дарья не любила вести домашние дела. Родители Петра «скрытно недолюбливали старшую сноху» и считали ее «спорченной» бабой «с ленцой». Когда Пантелей Прокофьевич и Ильинична просили Дарью сделать что-то по хозяйству, она всегда делала это с неохотой, пытаясь найти отговорки. Дарье свойственна следующая характеристика: «От работы хоронится, как собака от мух». Дарья действительно была ленивым человеком, думала она только о развлечениях.
Дарья вела распутный образ жизни. Будучи замужней женщиной, она изменяла Петру Мелехову. Именно поэтому ее поведение было таким озорным и вызывающим. За проходящей мимо Дарье постоянно наблюдали мужики, включая и офицеров. Героиня всячески пользуется своей красотой и привлекательностью. Когда Петр Мелехов находится на службе, Дарья не гнушается изменять ему. За это героиню часто люди называют жалмеркой – так называли жен ушедших на войну казаков, которые вели распутный образ жизни.
Дарья не пытается скрывать от мужа и от окружающих людей, что она является «непутевой женой». Так называет Дарья саму себя. Свой образ жизни героиня объясняет так: «Мне без этого нельзя… Мне казак нужен».
Еще одной характеристикой Дарьи было то, что она «за словом в карман не лазила». Она не боялась пойти против своего мужа и его родителей, которые кормили и поили ее. Дарья отказывается давать Пантелею Прокофьевичу и Ильиничне деньги, полученные из-за гибели офицера Петра.
В 1919 году мужа Дарьи Петра убивают «красные». Героиня была шокирована гибелью своему мужа и переживала из-за этого. Но вскоре она стала спокойной и такой же веселой, какой была и ранее. Дарья вновь обратилась к любовным приключениям и похождениям. Как подчеркивается в повествовании, «смерть Петра словно подхлестнула ее».
Однако то, что Дарья любила Петра, подчеркивает эпизод смерти Ивана Алексеевича, который принимал участие в убийстве Петра. Не помня саму себя, Дарья собственными руками убила кума Ивана Алексеевича. За этот поступок Дарья вскоре будет награждена Георгиевским орденом.
В результате ее развратных действий (как называла их сама Дарья, «на ходу любовь покрутить» героиня обретает «дурную болезнь» – сифилис. Героиня уверена, что теперь ее жизнь кончена, что она сама – конченый человек. Дарья рассказывает о беде Наталье Мелеховой и говорит о том, что пока поживет, а позже – сама лишит себя жизни, так как от сифилиса ей не излечиться.
Дарья действительно кончает жизнь самоубийством: топится в Дону. Пантелей Прокофьевич добивается, чтобы ее похоронили «как полагается». Могилу для Дарьи вырыли рядом с могилой ее мужа Петра.Донская казачка Дуняша Мелехова - одна из второстепенных героинь романа "Тихий Дон" Шолохова.
Полное имя героини – Евдокия Пантелеевна Мелехова. Это дочь Пантелея Прокофьевича и Василисы Ильиничны, сестра Григория и Петра Мелеховых.
На протяжении всего произведения автор показывает становление Дуняши: из тринадцатилетнего подростка героиня превращается в замужнюю женщину. В повествовании подчеркивается, что Дуняшка постепенно становилась все краше и краше. Ее брат Григорий, редко бывавший в родительском доме, отмечал красоту своей сестры.
С самого детства Дуняшка была приучена к труду. Она никогда не пыталась найти отговорки, чтобы не работать. Дуняшка всегда помогала своим родителям по дому.
Гражданская война, с которой пришлось столкнуться всем жителям хутора, повлияла на характер Дуняши. Если в детстве и юности она была жизнерадостной и всегда веселой, то с Гражданской войной она стала «замкнутее, отчужденнее». В доме Мелеховых теперь редко был слышен «беззаботный Дуняшкин смех».
Еще в подростковом возрасте Дуняша начала принимать ухаживания от Мишки Кошевого. Гражданская война, которая рассорила Мишку с семейством Мелеховых, не мешала Дуняше испытывать искреннее чувство любви к соседу по хутору. Героиня любила Кошевого «со всей беззаветной девичьей страстью». Даже то, что Мишка Кошевой убил ее брата Петра, не меняет отношение Дуняши к своему возлюбленному. Она слепо влюблена в него и мечтает лишь о том, чтобы связать с ним свою жизнь брачными узами.
Дуняшка добивается своего. Она пугает свою мать, что уйдет из дома к Мишке и будет жить с ним. Тогда Ильинична благословляет Дуняшку на брак с Кошевым. Девушка добивается того, что Мишка соглашается на то, что их повенчают в церкви.
Когда Дуняша выходит замуж за Мишку Кошевого, она не отказывается от своего брата Григория, так как он был единственном, что у нее осталось от семьи. Девушка ссорится с Мишкой, пытаясь защитить своего брата. Дуняша заботится о детях Григория. А когда к Кошевым домой приходят «красные», она бежит к Григорию, чтобы предупредить его об опасности.
Дуняша – сильная девушка. Она не боится пойти против своего мужа, который всяческими способами защищает советскую власть. Дуняша ссорится с Кошевым, когда тот ругает ее, что щи недосолены. Она говорит о том, что именно из-за власти «красных» в хуторе отсутствует соль, а в том, что у них дома осталось совсем немного соли, виноват сам Мишка.
Ближе к финалу романа-эпопеи читатель узнает о том, что муж Дуняшки уже несколько месяцев был на службе, и ей в одиночку приходилось заботиться о детях Григория. Полюшка погибает от болезни. От семейства Мелеховых остаются лишь Григорий, Дуняша и Мишатка.
С помощью образа Дуняши М.А. Шолохов показывает, что Гражданская война ломает жизни абсолютно всех: и таких подростков и совсем еще детей, как Дуняша. С юного возраста ей пришлось столкнуться с лишениями и смертями, с постоянными конфликтами близких ей людей. Судьбу Дуняши нельзя назвать счастливой, потому что за несколько лет ей пришлось потерять родителей, брата, невесток и племянницу.Пантелей Прокофьевич Мелехов – герой шолоховского романа-эпопеи «Тихий Дон».
Пантелей Прокофьевич является отцом всего семейства Мелеховых. Вместе с женой Василисой Ильиничной он имеет троих детей: сыновей Петра и Григория и дочь Дуняшку. Герой любит, хоть и по-своему, собственных детей и желает им только добра.
По происхождению казак Пантелей Мелехов является наполовину турком. Его мать была привезена отцом из Турции.
О внешности Пантелея Прокофьевича Мелехова известно следующее:
"...смуглый турковатый мальчонок..." (в детстве)
"Пантелей рос исчерна-смуглым, бедовым. Схож был на мать лицом и подбористой фигурой."
"Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел стариком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы..."
"Старик, посверкивая серьгой, пошел искать отметину..."
"Горбатый нос его блистал, как свежелакированный, во впадинах черных щек томилась испарина. Он улыбнулся, разом обнажив в вороной бороде несчетное число белых, частых зубов, и занес косу, поворачивая морщинистую шею вправо."
"Ему невыгодно было стоять рядом с женой, была она выше его на добрую четверть..."
"Он ворошил кудрявую смолу бороды, подергивал в волнении серьгу."
"...заскорузлые клешнятые пальцы..."
"...ласково шлепал широкой, как лошадиное копыто, ладонью по дну бутылки."
"...поднимал торчмя широкую, что лошадиное копыто, черную ладонь."
"...смолянистые кольца мелеховской бороды..."
"Пантелей Прокофьевич широко разводил руками, швы на плечах его лейб-казачьего мундира трещали, и пучками поднималась пыль." (старик в парадной военной форме)
"Пантелей Прокофьевич, блистая чернью выложенной сединным серебром бороды, держал икону."
"Пантелей Прокофьич сморщил горбатый нос и дернул в ухе серьгу."
"Седел он круговинами, ослепительно белая седина быстро испятнала голову, нитями разметалась в бороде."
"Он жевал поседевшую бороду, глядел на свои подшитые кожей валенки..."
"Пантелей Прокофьевич захохотал. В седоватой бороде его блеснули не тронутые временем белые зубы."
"...такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое." (Пантелей Мелехов и его сын Григорий очень похожи).Пантелей Мелехов хромает на левую ногу и ходит с костылем.
Мелехов-старший особое внимание обращает на то, о чем говорят жители хутора. Именно поэтому герой переживает из-за того, что Григорий завязывает любовные отношения с замужней Аксиньей Астаховой. Чтобы прервать эти отношения, Пантелей Прокофьевич женит своего сына на Наталье Коршуновой. А когда происходит так, что Григорий бросает свою жену и уходит жить с Аксиньей, Пантелей Прокофьевич чувствует вину перед Натальей, к которой относится как к собственной дочери.
Пантелей Мелехов – человек старых порядков. Он не может попрощаться с тем, что окружало его всю его сознательную жизнь. Поэтому он не видит смысла в Гражданской войне. На то, что герой является человеком старых порядков, указывает и то, что он всегда думал о мнении хутора, для него слухи и разговоры имели огромное значение. Пантелей Прокофьевич не хотел, чтобы о нем и о его семье говорили плохо и дурно. Наоборот, Пантелей Прокофьевич любил чем-нибудь похвастаться. Он уважал своего сына Григория, который первым в хуторе получил офицерский чин. Герой специально ходил по хутору и рассказывал каждому встречному о заслугах своего сына.
Пантелей Прокофьевич был трудолюбивым человеком. Кроме того, он прививал любовь к труду и детям. В мирное время Пантелей Прокофьевич был хозяином, в его семье все было сообща. Благодаря герою в семье наблюдалась «большая, долголетняя слаженность». По мнению Пантелея Прокофьевича, эту семейную слаженность разрушила война. Отец семейства с особой болью встречал смерти своих близких: ему пришлось похоронить сына Петра, невесток Наталью и Дарью.
Пантелей Прокофьевич имел казачью и турецкую кровь, так как его отцом был казак, а матерью – турчанка. В повествовании подчеркивается, что герой имел очень вспыльчивый характер. Его легко было вывести из себя. Члены большого семейства часто страдали от «необузданного стариковского гнева».
Из слов Ильиничны читатель узнает о том, что в молодости Пантелей Прокофьевич был «горячим» казаком, что он часто изменял жене и нередко избивал ее до такой степени, что она неделю лежала в кровати.
Пантелей Прокофьевич переживает из-за разгоравшейся Гражданской войны. Он надеялся, что эта война закончится и что его сыновья вернутся домой. Когда на службу стали брать и стариков, Пантелей Прокофьевич ушел на войну, однако вскоре вернулся дезертиром домой, за что у него отняли чин младшего урядника, который герой получил за прошлые войны.
Мелеховский старик все равно оказывается на фронте. Здесь он повторно заболевает тифом, читатель узнает, что герой умер из-за этой болезни. Пантелея Прокофьевича хоронят вдалеке от дома. Он был единственным из семейства Мелеховых, лежавшим в чужой земле в одиночестве.Пожилая казачка Ильинична является одной из героинь романа "Тихий Дон" Шолохова.
Василиса Ильинична Мелехова – жена Пантелея Прокофьевича Мелехова и мать Григория и Петра Мелеховых.
В начале рассказа женщина уже находится в преклонном возрасте.
Ее портрет, описываемый автором, говорит о том, что Ильинична приятная и мудрая женщина. «Дородный стан» Василисы, ее величавая походка не подверглись возрасту. Автор называет ее «мудрой и мужественной старухой». Из детей на нее больше всего был похож Петр.
Василиса Ильинична – примерная и образцовая жена и мать. Она настоящая хранительница очага. Несмотря на то, что ей пришлось много вытерпеть от мужа, она осталась верна ему и смогла воспитать детей хорошими людьми. В разговоре с невесткой, Ильинична признается, что в ее семейной жизни не все было хорошо и гладко – ей приходилось терпеть и измены, и побои. Но она сумела простить мужа, сохранила семью. Женский долг оказался для нее превыше всего.
Василиса сильная женщина. Узнав о смерти мужа, она не дает волю чувствам, справляется с потерей на уровне внутренних переживаний, не выпуская наружу свое горе. Все свое время эта женщина проводит в трудах – смысл ее жизни заключается в работе ради детей и семьи.
Ильинична редко видела счастье в собственной жизни, но это не озлобило ее. Своим детям она пытается привить самые нравственные качества. Добро и справедливость – вот основные критерии жизни для Василисы, такими хочет она воспитать и своих детей. Видя разногласия между сыном и невесткой, Ильинична пытается дать мудрые советы, является голосом разума. Она пытается отговорить Наталью от решения избавиться от ребенка, пытается показать ей несправедливость такого намерения.
Множество тяжелых испытаний выпали на долю этой женщины, но самым страшным из них стала война. Она забрала у нее любимых людей, но даже это не смогло подорвать для нее веру в светлое будущее, истинные человеческие добродетели.
Образ Ильиничны Шолохов описывает как символ материнства. Она безумно любит своих детей, готова на все ради них. До последнего момента она ждет возвращения Григория, но судьба не позволила ей еще раз увидеть сына.
Чужих детей для нее не бывает, и даже Мишку Кошевого, несмотря на его поступок, она прощает и всячески помогает ему. Отношение к детям показывает Ильиничну мудрее, чем все воюющие стороны. Она не разделяет людей на «белых» и «красных». Она понимает, что все они – люди, которые являются чьими-то сыновьями, их всех любят и ждут матери.12615