Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Чучело

Владимир Железников

  • Аватар пользователя
    Lika_Veresk11 августа 2024 г.

    «Детки из клетки»

    Как-то так вышло, что экранизацию этой повести – чудесный фильм Ролана Быкова с Кристиной Орбакайте – я смотрела неоднократно, а вот до книги всё никак не случалось добраться. А она явно заслуживает внимания.

    Очень острую проблему поднимает автор – травля в среде подростков, агрессивное неприятие того, кто отличается от других. «Страшно, когда один против всех, даже если ты прав». Именно так чувствует себя в классе новенькая, Лена Бессольцева. Эта чистая, наивная, бесхитростная, «открытая душа» насмешки и издевательства одноклассников поначалу принимает за искреннее расположение к себе. Но за несколько осенних дней жизнь преподаст ей такие болезненные и драматичные уроки! По ходу сюжета девочка взрослеет, расстаётся сосвоими иллюзиями, по-новому раскрывает для себя смысл происходящего, учится быть смелой.

    Лучше всего Ленкину натуру понимает дедушка, находящий в ней «сердце чистое» и «глаза вдохновенные», а это «посильнее, чем платье по фигуре». Для одноклассников же она – нелепое Чучело, а ее дед, собирающий картины своего предка, крепостного художника, – жалкий «Заплаточник». Николай Николаевич – старый интеллигент-бессребреник, бывший офицер-фронтовик. Картины и старый дом для него – связь со своим родом, с корнями:


    «Иногда мне даже кажется, что не мой прапрадед написал все эти картины, а я...Что не мой дед был фельдшером и построил в городе первую больницу, а тоже я...»

    Очень важная тема памяти  настойчиво звучит в повести. Дом Бессольцевых, в котором не гаснет свет, постоянно топится печь, становится средоточием духовности и человечности в городке: «Ночью дом был как свеча в непроглядной тьме». И этот дом, и весь провинциальный русский городок на берегу Оки автором вписываются в историю всей страны (чем книга и отличается от фильма).

    Одноклассников же лучше всего характеризует символичный эпизод на фабрике игрушек, когда каждый выбирает себе маску, и у всех – «морды волков, медведей, крокодилов», т. е. хищников, тогда как у Ленки – маска зайца. Валька-«живодёр», походя разрушающий всё, к чему прикасается: «Так он шел по земле, издавая вопли восторга, оставляя позади себя крики возмущенных жертв». Хитрая, не по годам ушлая Шмакова. Жалкий безвольный прилипала Попов. Лохматый, признающий только грубую физическую силу. Тщедушный очкарик Васильев, не разделяющий взгляды компании, но боящийся до поры до времени выделяться из своей среды. Димка Сомов, способный «геройствовать», только когда это безопасно, трус с его подленькими убеждениями «не надо лезть на рожон», «надо быть поосторожней». Но, пожалуй, самая страшная, даже зловещаяфигура – это Миронова, Железная Кнопка, девочка с сильной волей и высокомерно-презрительным отношением к людям, безжалостная, «не из тех, которые прощают», способная «за измену идеалам» переступить через любого, будь он хоть родственником. Из таких вот и вырастают беспощадные идеологи-фанатики. Однако, как свидетельствует финал, соприкосновение с миром Бессольцевых, добрых, честных, обладающих «чудными качествами характера, которые непременно требовали...участия в судьбах других людей и боли за них», переворачивает жизнь одноклассников, ощутимо на них влияет. На всех, включая учительницу Маргариту Ивановну, устыдившуюся своего равнодушия и эгоизма.

    Ленка столкнётся с предательством, трусостью и подлостью, но выйдет из огня (и в прямом, и в переносном смысле) невредимой, достойной и смелой, не поступившейся своими принципами. Этакая стойкая маленькая Жанна д'Арк из русской глубинки. Свои уроки вынесет из драматичной ситуации и дедушка: «старый мечтатель» спустится с небес на землю, поймёт, что нельзя жить «только своей жизнью» в тот момент, когда близкий человек отчаянно нуждается в твоей помощи.

    79
    6,6K