Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Le mur

Jean-Paul Sartre

  • Аватар пользователя
    Аноним6 января 2015 г.

    Жан-Поль Сартр, открыто заявляю: чувствую, что еще чуть-чуть - и я в Вас влюблюсь.

    Постоянное самокопание, сопутствующее открытию неведомых доселе глубин собственного разума и души, - это по мне. Это очень мне близко, знакомо и даже, я бы сказала, родное до кончиков каждого нерва. Эти мысли-мысли-мысли, погружение в них, помогающее проникать в собственный разум все глубже и глубже. Я словно нахожу новые комнаты, подвалы и даже целые неизведанные замки, которые непременно стоят того, чтобы изучить их с фонариком в руках, освещая все опасные места. Или даже окунуться в темноту замка, позволив собственной интуиции вести себя и лишь дивиться тому, что можно обнаружить внутри. А главное - удивляться тому, что все это давно во мне, что я все это уже знала, думала, но лишь слегка касаясь, а теперь - могу полностью окунуться в это с головой.

    Чтение Сартра помогает мне превратиться в сверхлюбопытного крота, который роет землю, не ведая, что будет за новым поворотом, да и даже не ведая, будет ли этот самый поворот. Хоть прочитала я весьма мало у этого автора, (один роман "Тошнота" и данную новеллу) полагаю, Сартр - везде Сартр, а, значит, что за следующим поворотом непременно будет следующий поворот или бездна, или комната, или замок, нора (да что угодно!), я уже приблизительно догадываюсь.

    Плюс ко всему, приступая к чтению творений знаменитого экзистенциалиста, мне известно, что я открою что-то новое в себе, чего, возможно, и не было (но было!), пока я не взяла в руки книгу, но также знаю, что меня непременно познакомят с чем-то новым в других людях. И с тем, как некоторые могут мыслить, чувствовать и, например, бояться.


    ...ты утратил надежду на бессмертие, какая разница, сколько тебе осталось ждать - несколько часов или несколько лет.


    Смерть... Вы ведь задумывались хоть раз о смерти? О том, что будет после того, как Вас не станет? Где и от чего/кого Вы умрете? Что останется после Вас? Для чего вообще жили? И имеет ли право Ваше существование именоваться красивым словом, заключающим в себе неведомую силу, - Жизнь?


    • Это как в ночном кошмаре, - продолжал Том. - Пытаешься о чем-то думать, и тебе кажется, что у тебя выходит, что еще минута - и ты что-то поймешь, а потом все это ускользает, испаряется, исчезает. Я говорю себе: "Потом? Потом ничего не будет". Но я не понимаю, что это значит. Порой мне кажется, что я почти понял... но тут все снова ускользает, и я начинаю думать о боли, о пулях, о залпе. Я материалист, могу тебе в этом поклясться, и, поверь, я в своем уме и все же что-то у меня не сходится. Я вижу свой труп: это не так уж трудно, но вижу его все-таки Я, и глаза, взирающие на этот труп, МОИ глаза. Я пытаюсь убедить себя в том, что больше ничего не увижу и не услышу, а жизнь будет продолжаться - для других. Но мы не созданы для подобных мыслей. Знаешь, мне уже случалось бодрствовать ночи напролет, ожидая чего-то. Но то, что нас ожидает, Пабло, совсем другое. Оно наваливается сзади, и быть к этому готовым попросту невозможно.

      Наверное, мысли о смерти - неотъемлемая часть существования каждого человека. Правда, у некоторых это будет доскональный анализ и попытка именно осознать, а кто-то отмахнется от этих мыслей, чтобы не загонять себя в депрессию.

      Чтобы не встретиться со Стеной. Стеной, за которой Пустота. Стеной, которая никого не пропустит и никого не выпустит, когда уже ее пересечешь. Да и что там - за Стеной? Есть ли там вообще что-то? Будет ли кто-то, кто захочет оттуда выходить? Или там попросту Ничто?



    Им крикнут: "На прицел!" - и я увижу восемь винтовок, направленных на меня. Мне захочется отступить к стене, я прислонюсь к ней спиной, изо всех сил попытаюсь в нее втиснуться, а она будет отталкивать меня, как в каком-то ночном кошмаре.

    Мало того, что в этой новелле поднимается тема смерти, тут еще и поднимается тема казни и рассматривается реакция людей, когда они понимают, что скоро умрут. Когда им ночью говорят, что на утро их уже не станет. Показывается реакция человека, его мысли, чувства, неосознанные/не до конца осознанные действия, когда его разум шепчет ему, что следующей ночью и все последующие ночи конкретно его уже не будет. Все будут, а он - нет. И больше никогда ему не посчастливится встретиться с той, которую любил, больше никогда он не сможет полюбоваться звездами, луной да чем угодно не сможет больше любоваться. Его больше не будет. С темой казни и даже чем-то вроде "самоказни" я встречалась уже у Достоевского. Но с такими "копаниями" только познакомилась и однозначно буду продолжать.

    В общем, если Вы любите "копать" собственный разум, если для Вас собственная тьма - это нечто привычное, родное и уже давным-давно изученное, и Вы хотите проникать глубже в себя, узнавая лучше то, что давно уже известно, что давно уже таилось в одной из комнат/замков/чего угодно еще, но не было рассмотрено вблизи - то Сартр для Вас. Ежели все вышеперечисленное Вам не подходит, то не думаю, что Вас впечатлит эта новелла да и творения Сартра вообще.

    И, черт возьми, это чудесно-прекрасно-мрачно-глубоко! Сартр, не играйте так со мной, у меня уже болит голова, но мне чертовски это нравится. Зачем же так?


    Перед глазами у меня все поплыло, я рухнул на землю. Я хохотал так неудержимо, что из глаз моих хлынули слезы.
    19
    447