Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Идиот

Фёдор Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним6 августа 2024 г.

    «Красота спасёт мир»

    Вот я и прочитал впервые роман из «великого пятикнижия» Достоевского.
    Начну с того, что (вопреки устоявшемуся мнению) читать эту книгу было не то чтобы скучно. Да и вся книга состоит в основном из диалогов, что постоянно поддерживает интерес читателя. Ну да ладно, это субъективщина, так что перейду к сюжету.
    Сюжет тут очень... разнообразный. Именно разнообразный. Тут вам и дискуссии о религии, и любовные интриги, и хоррор, и туберкулёзник, угрожающий самоубийством и многое другое. Но если как-то пытаться охарактеризовать сюжет, то: князь Лев Николаевич Мышкин, весь из себя добряк и сострадательный христианин, ходит и общается со всеми, все называют его «идиотом», но некоторые его любят и ценят, и он всех любит и ценит, но влюбляется в Аглаю Ивановну, любит её, влюбляется и в Настасью Филипповну, и её тоже любит. В конечном итоге готовится свадьба князя и Настасьи, бла-бла-бла, она сбегает за несколько часов к Рогожину, который её любит и убивает, а Мышкин окончательно сходит с ума. Конец истории.
    Звучит как бред. Но если бы это был чистый бред, то это бы не признали шедевром мирового уровня (что очень важно и что многие забывают). Так давайте попробуем рассмотреть смысл.
    Изначально в князе Достоевский хотел сделать некую смесь Иисуса Христа и Дон Кихота. Есть отсылки на обоих: добродетель первого и непринятие второго. Также у Мышкина была история с девушкой, которая уж очень напоминает историю с блудницей («Кто из вас без греха, первый брось в неё камень»), и в случае из романа само духовенство способствует осквернению девушки. Но разве христианство не учит всеобщей добродетели? И почему люди казнят во имя Христа, если сам Иисус призывал не убивать? Мышкин задавался этим вопросом и в итоге сказал:


    Убивать за убийство несоразмерно большее наказание, чем само преступление.

    Дальше он встречает Настасью Филипповну, которую люди либо боготворят, либо презирают (чаще второе). Но сам Мышкин любит из жалости, из той самой христианской жалости. Но при этом он любит и Аглаю Ивановну, любовью простой, человеческой. И в самом романе идёт конфликт между любовью-состраданием и простой любовью. Почему же так происходит? Почему люди действуют по своим законам, думая, что выполняют волю божью, и почему сострадание и любовь враждуют, если они оба высшие чувства, поощряемые религией? Тут надо вспомнить картину, которая висела у Рогожина в гостиной, а именно картину Ганса Гольбейна Младшего «Тело мёртвого Христа в гробу». На ней изображён, как ни странно, мёртвый Иисус в гробу. Но изображён он так реалистично, что ты действительно веришь, что да, он мёртв. Если изначально художник вкладывал смысл, что он воскреснет, но верующим, чтобы понять, что такое воскрешение, надо понять, что такое смерть, то в романе она обретает абсолютно другой смысл. «Бог мёртв», как скажет потом Ницше. Осознавая это, Мышкин потом сказал Ипполиту, что «Красота спасёт мир», но воплощение красоты, Настасья Филипповна, умирает от рук Рогожина, сделавшего это из любви. И вот Мышкин сидит вместе с Рогожиным, рядом с мёртвой Настасьей, и понимает, что все его идеалы пошли прахом. Он находится в одном доме с «Мёртвым Христом» и в одной комнате с убитой красотой, и теперь некому спасать мир. Всё. Это конец.
    Так родился экзистенциализм.

    Содержит спойлеры
    9
    472