Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Прибой и берега

Эйвинд Юнсон

  • Аватар пользователя
    Аноним6 августа 2024 г.

    Хорошая идея. Скучное изложение

    ЭйвиндЮнсон «Прибой и берега»

    Юнсон достаточно широко известен у себя на родине. Он автор около 40 романов и еще кучи сборников рассказов и эссе. Однако в России он практически не известен. После окончания войны он был довольно заметным публицистом и активно критиковал Сталина и СССР. Соответственно, у нас книги его не переводили и, как следствие, в Советском Союзе его не знали. В конце жизни, в 1974 году, он получил Нобелевку по литературе с формулировкой «За повествовательное искусство, прозревающее пространство и время и служащее свободе» (я просто фанат нобелевских формулировок, длинных, звучных и непонятно что означающих). Был скандал, многие считали, что премию «дали своим» (там их двое было, оба шведские писатели). Одним из других кандидатов был Набоков, представляю, как бомбило у старика

    Этак книга самая известная и популярная у Юнсона, так что, возможно, утонченный советский читатель, взращенный прозой Толстого и Бондарева, не так много и потерял. Ибо книга эта достаточно своеобразная, тяжелая для усвоения и не всегда ясная по смыслу.

    Тут небольшое отступление. Я не люблю древнегреческие мифы. Я их знаю, конечно. Невозможно быть советским школьником и не знать мифов. Но я их не люблю, считаю их глупыми и надуманными, не люблю восторженный пафос. С Одиссеей я знаком, так уж вышло, но без удовольствия.

    В общем, эта книга – переложение «Одиссеи». В английском переводе роман назывался «Возвращение в Итаку: Пересказ "Одиссеи".

    Начиная читать, я не знал о чем это. Примерно странице к 30 я что-то заподозрил и погуглил. Хотел отложить. Но читал, думал мало ли. Примерно странице к 70 точно решил бросить. Но вмешалось провидение – другой книги в гаджете не было, скачать было неоткуда, и я продолжил.

    В общем, вчитался. Знаете почему? В этой книге полно богов, ну какая «Одиссея» без богов? Но при этом богов нет. То есть о них говорят, на них ссылаются, им приписывают все подряд, они даже появляются. Но их нет. Они не пуляют молнии из пальцев, не топят корабли и не катаются по небу в колесницах. Сирены – просто поющие женщины, а циклопа вообще не существует, а есть извержение вулкана.

    Зато есть Одиссей, Пенелопа и Телемах. Есть и другие герои мифов. Все они не просто геройствуют, хитрят и бухают. Они живые люди со своими проблемами, со своим внутренним миром и своими чаяниями. Одиссей–немолодой мужчина, землепашец, волею судеб попавший на войну, превратившийся в машину для подвигов и убийств, ставший героем эпосов и баллад. Война кончилась, он еще домой, мечтая о мирной жизни. Его жена Пенелопа, немолодая уже женщина, пытается увильнуть от женихов, разоривших ее страну. Не очень понятно ждет она мужа или нет, просто она очень устала. Его сын, неуверенный в себе юнец, пытается найти отца чтобы дома воцарился хоть какой-то разумный порядок. Елена Прекрасная, превратившаяся в Елену Обрюзгшую. Ну и так далее. Герои мифов утратили геройство, но стали людьми. Как говорил сами знаете кто «такая вот загогулина».

    Эта книга очень близка к тексту «Одиссеи», по фактам Юнсон ничего не изменил. Однако весть текст, вся фактура подчинена одной идее, которая, видимо, Юнсона очень тревожит. Идея эта – нельзя вернуться с войны. У Одиссея перед глазами убиенное им невинное дитя Астианакт. Все, что хочет Одиссей – закончить войну в своей душе. Но война не заканчивается, голова помнит, руки делают. Если ты воевал, убивал, то душа твоя искалечена и быть вечным воином – твоя судьба. Очень удобно все что ты творил списать на волю богов, но почему-то это не работает. С чего вдруг эта идея стало главной как раз понятно. Книга вышла в 1946 году. Победа есть. Но есть ли мир в душах? Никому это неинтересно. Кроме Юнсона.

    Теперь, собственно, о главном. Это очень затянутая и невообразимо скучная книга. Как литератор, Юнсон грешит бесконечными описаниями всего подряд – природы, внешности, чувств. Иногда это работает на некую атмосферу ожидания и тревоги. Но редко. В основном это атмосфера невыносимой скуки. Книга на 500 страниц, в идеале их могло бы быть примерно 100-120, больше не нужно. А чтобы понять главный посыл можно не мучить себя чтением, а открыть странице так на четырехсотой и прочитать диалог Одиссея и Эвмия, свинопаса, все станет понятно.

    В общем, не рекомендую. Но если вы фанат мифов, то можно попробовать иную интерпретацию мотиваций.

    5
    172