Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

А дальше – море

Лора Спенс-Эш

  • Аватар пользователя
    Аноним4 августа 2024 г.

    Всё верно. Трудно понять чужое прошлое

    Уплывали корабли.Уплывали.
    Уходили от земли. Уходили.
    Сберегали от войны. Сберегали,
    Поспешите корабли…поспешите.

    Пока над Лондоном шумит немецкий бой,
    Увезите всех детей туда… с собой.
    Страшно пусть, и грустно пусть, не беда,
    Через годы возвратитесь вы сюда.

    Пусть отцы, пусть матери поспят,
    Вас сберечь, укрыть от войн они хотят
    Не вините и простите матерей,
    Ничего для них и не было больней.

    Уплывали дети вдаль, уплывали,
    Что их ждет на берегу и не знали,
    И боялись,слезы с лиц вытирали,
    И на палубе под ветром стояли.

    А потом об этом книги писали,
    Чтоб такие вот как я их читали,
    Чтоб они потом с лиц слезы вытирали,
    И слова свои другим доверяли.

    После прочтения книги осталось на сердце очень лирическое, меланхолическое настроение. Захотелось говорить стихами. И никакой совершенно легкости. И это даже не потому что книга сложная или тяжелая. Просто я нестерпимо устала от человеческих сложностей. Сейчас время такое, когда хочется чтобы все просто. Пришел.Увидел.Победил. Или мягче. Увидел.Влюбился.Не усложнял. Кидайте в меня тапками, зубными щетками, помидорами и прочими предметами, но я так устала от лишней драмы. До скрежета уже в зубах устала.

    В книге и без усложнений всё сложно. Изначально не ждите легкости, если база для сюжета создана из Второй мировой. Неизлечимая рана. Эпоха о которой можно говорить вечность, но так все и не сказать. Не выплакали еще, не пережили, усугубляем. Столько в мире сломанных войной судеб, что не перечесть. Да и кто сейчас возьмется. Давно сведена статистика ушедшим, но считал ли кто-то выживших, но внутри надломленных. Мой прадед на войне не был. В молодости ещё ног лишился. Во время работы попал под поезд.И без войны жить было страшно. Остался в родной деревне. Ездил по дворам и утешал многочисленных вдов. Помогал,чем мог. Молодой, а в год состарился. На гармошке играл -заслушаешься. Сильно сдал,похоронив близкого друга. Друг всю войну прошел, но безнадежно спился. И кто бы стал винить.

    Вот и эта книга о таком же. Никаких ужасов войны здесь нет, но от этого не меньше здесь боли. Отец и мать принимают решение отправить единственную дочь в Америку. Чтобы у девочки было детство. О том, что детство может быть и в Лондоне и речи не идет. В Лондоне война. На каждом шагу. А Америка так далеко. Америка спасет и защитит. И Беатрис,той самой дочери, несказанно повезло, что она попала в правильную семью. К людям, которые заменили ей родителей. Что в последствии здорово исковеркало ее отношения с родными. Она долго не могла простить мать, что та позволила ей уехать. А мать…мать не могла простить дочери, что та посмела полюбить кого-то так же сильно как ее.

    И я даже не хочу больше говорить о сюжете. Он довольно прост. Дети росли и выросли. Взрослые старели и умирали. Я хочу поговорить о потерях. Наверное, нужно быть матерью, чтобы понять насколько больно отдать своего ребенка незнакомым людям. А потом еще долгое время обижаться на них за то, что они последовали совету родителей и прожили счастливое детство. Это история об отношениях матери и ребенка. Это отношения в которые война внесла свои коррективы. Сломало между людьми ту связь, которая по прогнозам многих рождается еще в утробе. Я в это не верю.Можно привязаться нестерпимо к человеку, которые никак не участвовал в твоем рождении. К человеку, который был рядом на твоем сложном пути взросления.

    Встает вопрос, кого мы будем называть настоящим родителем. Тех, кто родил, или тех кто воспитал? И возможно ли иметь двух матерей и двух отцов? И можно ли любить одинаково и тех, и других? И причинишь ли ты кому-нибудь боль такой вот любовью? Однозначного ответа у меня нет. Пусть каждый ответит по своему. Такие книги поэтому и пишутся. Чтобы мы задавали вопросы и чтобы отвечали на них. Для себя я ответ нашла. И он простой - живите так, чтобы потом не пожалеть. Любите так, чтобы потом не винить себя за то, что ты что-то упустил. И хватит себя накручивать. Если ты хочешь что-то сказать, то скажи. Потому что герои этой книги будто бы разучились нормально разговаривать. Все что они умеют -это возводить стены. Стены, которые причиняют им боль. Стены, которые должны защищать их от этой боли.

    А жизнь она скоротечна. И оборваться может в любое мгновение. И даже не потому что война. И все чего я хотела от героев, чтобы они сели и поговорили начистоту. Высказали все, что их тревожит. И они это сделали. Но, как по мне сделали, это поздно. И что-то уже было невозможно исправить. Большую часть их проблем можно было решить просто вовремя сказав правильные слова. И мне легко рассуждать. Я понимаю, что в моменте найти что именно правильно очень сложно. Но не невозможно же.

    Хорошая книга, чтобы поплакать. Автор все поворачивает именно так, чтобы поплакали. А что если я больше не хочу? Что если все, что должно было меня заставить лить свое слезы, уже не кажется таким уж и душераздирающим. Иногда от этого просто устаешь. И я от таких книг устала. Имею полное право это чувствовать, имею полное право об этом написать. И у каждого из нас есть право учиться на чужих ошибках, чтобы не совершать своих.

    45
    746