Рецензия на книгу
Франкенштейн
Мэри Шелли
Manon_Lescaut30 декабря 2014 г.В современном мире трудно найти человека, который бы никогда не слышал о Франкенштейне, что само по себе свидетельствует об огромном влиянии данного романа не только на литературу, но и массовую культуру в целом.
Роман заключен в эпистолярную форму и имеет необычную структуру. С первых страниц представлены письма Волтона, молодого человека, одержимого честолюбивыми помыслами, сподвигшими его отправиться исследовать неизведанные земли, которые он пишет во время своей морской экспедиции к Северному полюсу и адресует своей сестре. Позже при загадочных обстоятельствах рассказчик встречает Виктора - ученного, ставшего жертвой своих же непомерных амбиций, который рассказывает свою весьма необычную историю. Через Виктора мы узнаем историю созданного им чудовища, которую последний поведал своему создателю, этакая исповедь отверженного, сдобренная сетованиями на одиночество и несправедливость судьбы.
Стиль "Франкенштейна" неприятно поразил излишней сентиментальностью, более свойственной романтической литературе, и совсем чуждой готическому роману "тайны и ужаса". С первых же страниц он напомнил мне "Страдания юного Вертера", и я совсем не удивилась, когда встретила прямую отсылку к этой книге. От всех этих патетических восклицаний, потоков слез, заламывании рук и нескончаемой рефлексии героев, к середине книги слезы хлынули из моих глаз, но вовсе не от теплой волны радости, подступившей к самому моему сердцу, а из-за раздражения высоким слогом и излишней эмоциональностью произведения. Но наверно стоит учесть время создания книги, видать подобное было в моде, а также юный возраст самой писательницы.
"Франкенштейн" - это роман о человеке, ослепленном личными амбициями, поверившим в свою исключительность и бросившим вызов природе. Гипертрофированное честолюбие, неуемная тяга к знаниям, жажда славы и признания в скором времени затмевают личные привязанности ученого. Но созданный монстр вселяет ужас в Франкенштейна, и ученый спешит скрыться, надеясь, что проблема в лице его детища, неприкаянно разгуливающего по городу, решится как-нибудь сама. Этот и последующие поступки горе-ученого заставили меня сильно усомниться в его умственных способностях, а также умении мыслить логично.
Лично мне было жаль созданного монстра, он вызывал сочувствие, в отличие от того же Виктора. Франкенштейн сам выбрал образ для своего создания, и сам же за уродство его возненавидел, несправедливо как-то. Бедное создание даже имени не получило (честно признаться, до прочтения книги я была уверена, что Франкенштейн - это его имя). Мне кажется, что в романе монстр - это жертва, но никак не злодей. Ведь, по сути, его сознание было подобно чистому листу, как у маленького ребенка. Но никто не захотел учить его доброму, чистому, вечному... вместо этого его везде преследовала ненависть и злость, совсем неудивительно, что его сердце ожесточилось, и он почувствовал жажду мести.
Небольшая по объему книга, и, казалось бы, не серьезный жанр... но в ней так много заключено. Эта книга о том, как важна для людей внешность, и как чуждо что-то иное, не укладывающееся в рамки обыденного, о человеческой жестокости, об ответственности за совершаемые поступки, о необходимости этических ограничений в области научных исследований.
В общем, при хорошем идейном содержании роман заключен в ужасную форму. Лично мне читать было скучно. Но все-таки "Франкенштейн, или Современный Прометей" - это признанная классика, и я рада, что ликвидировала очередной пробел в своем литературном образовании.751