Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пан. Виктория

Кнут Гамсун

  • Аватар пользователя
    Аноним29 декабря 2014 г.

    Я очень давно не читал книг о любви и, возможно, это повлияло на мою оценку, но даже не передать, насколько мне понравилась эта книга. Понравились оба романа, но «Пан» чуть меньше, так как второй роман - «Виктория», буквально покорил меня своей чистотой и непосредственностью.
    Тот, кого называют «безумным норвежцем», сумел сделать то, чего не сумели сделать другие, не запятнавшие себя писатели. Давайте я попробую рассказать, в чём именно состоит его заслуга.
    Во-первых, Гамсун облагородил простоту. Как форма, так и слог в романах очень просты, но совсем не примитивны. А далее простота каким-то удивительным способом очень точно накладывается на простоту и общая картина поражает. Как бы получше выразиться? Тут рождается искусство: Гамсун, как художник, не удовлетворился рисованием простых штрихов, а сложил из них грандиозную картину, и читатель не может понять, что происходит? Он видит простой штришок и не может понять, что же его так поразило? И вот он замирает перед картиной, начинает обдумывать, прислушиваться к себе, начинает познавать себя. А это и есть – искусство. Кажется, я вновь не чётко выразился, но это есть в романах Гамсуна и это здОрово.
    Хотел рассказать о природе, но буду непоследовательным – нужно раскрыть не знакомым с текстом людям что-то более конкретное, чем слог. Поэтому – персонажи. У них есть одна интересная особенность: они прописаны так, что взыскательный читатель может возмутиться и сказать: « Не верю!», а про себя добавит: «Но я хочу им верить» Не часто я встречал подобное – золотая середина между жизнью и фантазией. К тому же автор очень скуп на описания внешности и это только играет книге на руку. На самом деле мы достоверно не знаем о внешности многих литературных персонажей, что не мешает им занимать прочное место в наших сердцах, и это лишний раз доказывает, что внешность – не самое главное. Гамсун даёт лишь отдельные наброски, так как его проза построена таким образом, что рассказанную историю, чтобы она раскрылась полностью, нужно видеть, слышать, обонять, чувствовать. Простите, я вновь мутно выражаюсь, но в этих романах главным залогом понимания является то, что читательское воображение непременно должно пойти навстречу авторскому тексту. Здесь нельзя остаться просто зрителем. И вот для этой цели достаточно сказать, что девушка красива, и дать лишь некоторые черты. Пусть читатель сам нарисует остальное, и он уже не сможет быть равнодушным к отчасти собственному творению.
    А какие описания природы! Прозвучит громко, но они лучшие во всей мировой литературе, их читаешь с замирающим сердцем. Гамсун похож на человека, который от восхищения задыхается и не может говорить, но который старается сказать хотя бы пару слов, но непременно таких, чтобы все поняли его чувства – и у Гамсуна получается. В нескольких предложениях этот аскет литературы создаёт листву, шелест которой слышишь. Он создаёт Солнце, чьи лучи чувствуешь на коже, и ночь, которая волнует. Но это ещё не всё. В тексте Гамсуна природа – полноправный персонаж, который существует не для красного словца. Она задаёт темп, настроение, она влияет на чувства персонажей и получает от них ответный отклик.
    Цель этих романов, как мне показалось, попытаться выяснить, что такое любовь? И в виде отступления этот вопрос звучит в романе «Виктория» У Гамсуна любовь всегда тяжелая, страдающая, несчастная в своём счастье и счастливая в своей беде, пронизывающая всю жизнь героев, но изменяющаяся в каждый период их жизни.
    Добавлю, что мне понравилось, что главный герой «Пана» назвал пса Эзопом. Я сам люблю необычные клички для животных, так, что моих котов зовут: Басё, Немо и Ромео.
    А общее впечатление от книги – это умиротворение. Читая Гамсуна, я впервые задумался о том, что наверняка у тихого омута есть брат, и у него под буйными водами таится тихое-тихое дно, как у этого «безумного норвежца».

    15
    198