Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дочь есть дочь

Агата Кристи

  • Аватар пользователя
    panijujuju28 июля 2024 г.

    Как говорят французы: расстаться — это чуть-чуть умереть

    Книга Агаты Кристи, написанная не в жанре детектива, стала для меня своего рода открытием. История создания романа гласит, что изначально Кристи написала его как пьесу, и это, кстати, очень даже бросается в глаза. Реплики персонажей, отсутствие подробных описаний характеров, мыслей и чувств наталкивают на мысль, что основной упор должен был делаться на игру актеров. Сейчас я бы сказала, что это больше похоже на сценарий к мелодраме.

    Что имеем? Энн Прентис, вдова средних лет, на три недели остается одна, проводив свою девятнадцатилетнюю дочь Сару в Швейцарию. Жизнь Энн идет своим чередом: она размышляет о матерях и детях, о том, как важно отпустить дочь во взрослую жизнь и как было бы неплохо заняться жизнью собственной. Поклонники у Энн есть, и на обеде у одного из них она встречает некоего Ричарда Колдфилда, с которым у Энн довольно быстро возникает сначала дружеская, а потом и любовная связь. За три недели спокойной жизни Энн и Ричард решают пожениться, но тучи постепенно сгущаются: скоро возвращается Сара, которая еще ничего не знает о решении своей матери..

    Собственно, сюжет действительно немного "мыльный", наполненный драмами, выяснениями отношений, метаниями и заламываниями рук.

    Энн в первой части мне было немного жаль, особенно когда начались стычки между ее женихом и дочерью. Это очень сложно, особенно когда приходится вставать на чью-то сторону, но, успокаивая одного, невольно настраиваешь против себя другого. Энн едва не ломается под давлением манипуляций и со стороны Ричарда, и со стороны Сары, но в итоге выбирает дочь. И здесь автор прекрасно показывает, что не только дети должны сепарироваться от родителей, но и родители от детей. Любить свою дочь — нормально, любить своего мужчину — тоже нормально. Но себя нужно любить больше всего. Энн понимала, что ее будущий муж и дочь не уживутся в одной квартире, но мне непонятно, почему было не оставить Сару одну в ее родном доме, а жить отдельно с Ричардом у него? Он же хотел купить землю и дом, он нашел работу у знакомого, так в чём была проблема? Если даже он не хотел жить за городом, то почему было не снять квартиру в Лондоне им вместе с Энн? Не по средствам? Ну то есть, на съем жилья для Сары им бы хватило денег, а для себя — нет? Ерунда какая-то. Выглядит непродуманно.

    Энн не хватило твердости характера, чтобы разрубить этот гордиев узел. Попыталась усидеть на двух стульях, но не вышло, и в итоге потеряла почти всё.

    Во второй части мы видим совсем иную Энн. От ее спокойствия не осталось и следа: теперь это светская дама, почти не бывающая дома; ее телефон разрывается от звонков, ежедневник исписан приглашениями на ленчи и прочие мероприятия. И внешне Энн изменилась: теперь она красит волосы, скрывая седину, ярко красит лицо, носит смелые наряды и старается находиться в постоянном движении.

    Перемены разительны и, в общем-то, понятны, но мне не хватило подводки к этому. Не хватило этого описания, как Энн из спокойной дамы, попивающей чай за книгой, превратилась в светскую львицу, за которой увиваются мужчины. Я будто читала про абсолютно другого человека, который изначально вращался в этом всём. Ненатурально. Не верится.

    Сара мне не понравилась вообще. Да, сначала она представлена как подросток, взбалмошная девица нового поколения, спешащая жить здесь и сейчас. На протяжении всего романа мы можем наблюдать, как постепенно она скатывается вниз, в пучину, и вряд ли это можно назвать личностным ростом. Да, Сара становится циничнее, в пиковой сцене выяснения отношений с матерью мы видим, что Сара преодолела себя и вскрыла наконец тот гнойник, который не давал им с Энн расставить точки над i. Было приятно читать, как мать и дочь признаются друг перед другом во всём, как звучат эти упреки в разрушенной жизни, в жертвах, которые оказались впустую. Это был прям рывок вперед, позволивший Саре наконец-то что-то переосмыслить и вытащить себя из болота наркотиков, абьюзивных отношений с мужем и прожигания жизни. Ну хоть так.

    Ричард. Его мы наблюдаем в основном в первой части и совсем немного во второй. Он у меня тоже не вызвал симпатии, лично я бы с таким мужчиной сойтись не смогла. Он слишком правильный, слишком простой, слишком тяжеловесный. Вроде и говорит всё правильно, не делает зла, но его закостенелость в некоторых вопросах, нежелание хотя бы попробовать признать свою неправоту, поискать компромисс — это не для меня. И меня очень отталкивали сцены, где Ричард боролся с Сарой за Энн. Ну это не поведение взрослого мужчины, ну нет, нет-нет-нет! Это противостояние двух детей, каждый из которых пытается убедить другого, что вот его мама любит больше, что он с мамой лучше ладит. И если Саре с натяжкой такое поведение еще простительно (девчонке 19 лет на начало романа, да, не младенец, но и особо ума-то еще нет), то Ричарду, взрослому мужчине — нет. Категорически. Если тебя так раздражает дочь твоей пассии, и ваши отношения не складываются, то максимум, что ты должен сделать — свести всё в нейтралитет. Можно было даже невербально дать Саре понять: общаемся на общие темы, ругаться с тобой я не собираюсь, на провокации не ведусь. Ты меня не трогаешь — я тебя не трогаю. И всё. Сара неглупая, думаю, она бы приняла эти правила и как-нибудь уж дожила бы до замужества или осознания, что пора покинуть родное гнездо. Но что имеем, то имеем.

    Хотя мне понравилось, если честно, что Ричард раз ушел, то ушел. Если бы он начал стелиться тряпкой перед Сарой, начал бы прогибаться и прочее, я была бы крайне разочарована. Он человек старого порядка, поменяться ему почти невозможно, разве что стать чуть мягче, но и то не во всех вопросах. И эти разборки были явно не тем случаем, где он пошел бы на уступки.

    Дейм Лора. Я не совсем поняла ее роль в романе. Крестная Сары, близкая подруга Энн, она больше представлена как наблюдательница со стороны, не вмешивающаяся в чужие жизни и не дающая советы. Но, простите, а какова тогда ее роль? Вроде и правильно, что она не учит ни Энн, ни Сару как жить, как поступать в том или ином случае, но... Когда Энн было тяжело, Лора толком не поддержала ее; когда Сара металась в муках выбора: выходить или нет за Стина, дейм Лора тоже отстранилась, хотя, я думаю, она могла бы повлиять на выбор крестницы и спасти ее от последующих мрачных дней. Единственное важное, что она сделала — помогла Саре избавиться от наркотической зависимости перед тем, как уехать с ее давним возлюбленным в Канаду. И всё.

    Про Джерри Ллойда, Стина и других персонажей особо нечего сказать, потому что они появляются в сюжете тогда, когда нужно автору, особого раскрытия их я не увидела, не прониклась. Средненько.

    Содержит спойлеры
    69
    430