Рецензия на книгу
Middlemarch
George Eliot
arkanif27 июля 2024 г.Литература 18-19 века всегда воспринимается каждым читателем по-особому, не так как все прочие книги. Любую современную книгу о проблемах богатых и бедных я воспринимаю немного с кислым лицом, любую старинную книгу на ту же тему: немного с опаской. Как правило, такие книги идут размеренно, но в конце я выношу уверенный положительный вердикт. А вот полноценная радость первооткрывателя случается нечасто. В прошлый раз меня очаровали “Унесенные ветром” М. Митчелл и вот это случилось снова.
Тихий городок Миддлмарч, заглавный для данного романа, затерялся где-то в прекрасной Великобритании, на уютной обочине бурной жизни. Его быт не терзают ни войны, ни болезни и главное, чем живет народ: столичные происшествия, новые люди в городе, помолвки, свадьбы и завещания
Самые тревожные новости, которые слышат тут люди: это что рядом с городом пройдут какие-то диковинные железные дороги. Подчеркну: не поверх города, рискуя разрушить жизнь мирных людей, выгнать богачей из своих хором, лишить бедняков последней крохи хлеба, и прогнать уточек прочь из их прудов, кроликов из их норок. Вот такого масштаба трагедии(!) тут происходят.
Громкая, опасная новая технология, о которой ходили самые дикие слухи и предубеждения. Похвалю автора: она парой штрихов смогла описать чудовищную поступь прогресса, и я сам невольно становился луддитом, брюзжа с героями о переменах в их жизни.
Если “Унесенные ветром” брали комбинацией нравов+войны на фоне, то тут читателю остается наслаждаться только пасторальными картинами размеренной жизни, которые рисует нам автор. И благодаря таланту писателя, в кои-то веки мирная жизнь меня заворожила.
Удача, конечно, не исключительно в этом. История рассказывает о шести молодых людях, которые живут и ищут себя в славном городке Мидлмарч.
Начинается история с мисс Доротеи Брук, молодой девушки необычных взглядов. Взять например ее сестру: у той на уме украшения, романтичные книги, молодые люди.
Но у Доротеи странная склонность к самопожертвованию. Она мечтает прожить жизнь не с красивым и любимым мужем, но с умным и великим. Стать закулисной помощницей, музой и опорой, чуть ли не фантазируя о том, что ее муж должен быть слепым или требовательным — лишь бы ей было, ради чего его терпеть.
Не буду углублятьсяв психологию и современность, скажу только, что это последнее к чему нужно стремиться, любому человеку. Похоже, нравы той эпохи и воспитание Доротеи напрочь забили ей голову чепухой, от чего она решила, что свое счастье возможно только если прислуживать другому.
Роман мог по развить сюжетную линию Доротеи, как подтвердив ее мечты, так и развенчав их, и я рад, что автор пошла по второму пути. Это делает Доротею интересной, заставляет пересматривать шаг за шагом свою картину мира и отделяя зерна истины от плевел навязанной ей чепухи.
Розамунда Винси — тоже неидеальный фрукт. Привыкшая к широкой жизни, вниманию поклонников и богатому отцу, она не живет – она летит по жизни, не снимая розовых очков. Все всегда выходит так, как хочет она, хотя ничего сверхъестественного она не желает: только кружить голову всем и быть в этом деле лучшей.
Но однажды на пути Розамунды встречается достойный соперник. Ты думаешь: ого, вот теперь вся ее линия будет про то, как она сражается за внимание и терпит поражение за поражением, но в конце — любовь-морковь. Но, как и в случае с Доротеей, читателя встрчает не трехактная структура как по учебнику.
Это вам не “Мара и Морок”. Роман, сами видели, крупный и события растягиваются не на дни и недели, а на годы. Будь история взбалмошной Розамунды только лишь про то, как она смогла влюбить в себя видного красавца — это был бы не тот серьезный роман, которым его считают.
Нет, как и в случае с Доротеей, Мэри Энн Эванс делает красивый гамбит – показывает порочного – ну ладно, не порочного, но заблуждающегося персонажа, чьи желания порождены их заблуждениями. Затем дает им желаемое и смотрит, что происходит. Доходит до катастрофы и тогда уже автор указывает герою на правильную дверь, на разумный выбор, который может его спасти.
Третий женский персонаж, Мэри Гарт, изначально находится в правильных моральных координатах, ей не нужно переосмысливать жизнь и становиться лучшей версией себя – она уже такова.
В ее случае персональная сюжетная линия вызывает притяжение у читателя тем, что не она главный герой в своей собственной жизни. Или даже так: она настолько разумна, что НЕ совершает ошибки, о которых можно было бы написать отдельный роман.
Она резонер для других людей, она их моральный компас, хотя и сама иногда сталкивается со сложными ситуациями. Но, как Гарри Поттер из МРМ находит объяснение магии с точки зрения физики, так и Мэри красиво раскладывает любые запутанные дилеммы на простые вопросы, понимая, что будет правильно, а что нет.
И Мэри, больше чем прочие женские пероснажи, заслужила мое уважение. Она не просто изначально поступает правильно в любой ситуации. Она еще и противостоит попыткам сломать ее. В ней есть сила и нет угодливости. Она знает, как будет лучше для нее, и ни подкупом, ни запугиванием, ни лестью и жаркими словами не предаст себя.
Слабые стороны романа:
- 1 конкретный раздражающий женский персонаж. Она в совершенном неадеквате, не выполняет своих обещаний, портит жизнь тем, кто пытается помочь ей же — каждый раз с ней в кадре хотелось просто пропустить сцену.
- Роман бы только выиграл от большей связности. Да, все персонажи живут в Мидлмарче, кое-кто кое с кем в родственных отношениях и виделся иногда – но будем честны – кроме географии тут связей сильных нет. Персонажи могли бы жить в разных городах и эпохах, истории героев бы от этого ничего не потеряли – разве что пришлось бы писателю для каждой истории делать свой фон.
Сильные стороны романа:
- Актуальность, или даже вневременность романа. Да, это Великобритания. Да, это кисейные барышни и самодовольные джентельмены. Но время и место действия неважно. Под слоем антуража — такие же люди, что живут рядом с нами сегодня.
- И захватывает осознание этого, когда ты сам вскрываешь персонажа и видишь его душу за всеми старомодными словами и предубеждениями, понимая: ого, так я знаю с пяток таких же людей!
Вызов, который роман бросил жанру и другим произведениям. Когда я говорю “классический роман” – представляю что-то среднее между всеми прочитанными мной романами той эпохи. И “Мидлмарч” существенно покачнул эту картину, сосредоточившись не на любви и смерти, а на жизни, быту и заблуждениях.Мидлмарч — неожиданный роман ушедшей эпохи. Погружаясь в быт и повседневные заботы утерянных веков, он умудрился докопаться до человеческой сути, которая, оказывается, нисколько не изменилась за эти годы.
Видеообзор на Youtube канале Книжный поезд
22878