Рецензия на книгу
Крысиный король
Чайна Мьевилль
kirkarol26 июля 2024 г.Музыка «Крысиного короля»
Тот случай, когда сюжетный фон захватывает сильнее основной истории. Да, Саул Гарамонд, его папа, его другой папа, его борьба и левые взгляды — это, конечно, важно. Но по-настоящему зачаровывает линия, в которой девушка и дудочник с помощью странных коробочек и сэмплеров создают музыку Лондона начала 90-ых.
Величайшее достижение писателя, на мой взгляд, — в том, чтобы вызвать у совершенно незнакомых ему людей желание попробовать то, чего они прежде не делали. Подтолкнуть людей, которых он никогда не повстречает, к изменениям в их жизни. И в этом плане у Чайны Мьевиля талант: после этой книги я на самом деле начала слушать джангл, — просто чтобы узнать, что это за волшебная музыка такая!
Но в 2006 году, когда книга добралась до российского издания, музыкальная сцена уже изменилась. Джангл превратился в драм-н-бэйс и вылез из подполья на свет софитов: его ставили уже не на пиратских радиостанциях, а на самом официальном BBC Radio 1. Артисты, которые могли бы играть на вечеринках как в «Крысином короле», к 2006-ому уже были «отцами жанра» и крупными звёздами. На смену им пришли молодые ребята с макбуками из того же Лондона, которые не бывали на рейвах 90-ых из-за возраста (слишком мало им было лет). Теперь они принялись переосмыслять ту атмосферу. Burial выпустил два легендарных альбома, Zomby назвал свой дебют Where were U in '92? Вот как получилось, что для меня музыкой «Крысиного короля» оказался дабстеп — тёмное, тягучее, медленно вводящее в транс звучание с глубоким басом. Самое близкое к тому, как описана в книге музыка Крысолова — это трек Rutten музыканта Skream
06:32Всех этих ребят объединяла тоска по тому, чего не было. В одном интервью Burial рассказывал, что на рейвы ходил его старший брат. Вспоминал: когда он наблюдал, как брат собирается, его всегда тоже тянуло пойти, и он тосковал, что нельзя, что он не может оказаться в том волшебном месте. И это созвучно атмосфере книги: кажется, будто лондонские рэйвы девяностых, саундсистемы, пиратские станции — всё равно что Авалон, страна вечной юности, никогда не достижимая фантазия.
Кстати, Чайна Мьевиль упоминает Burial в благодарностях к другой своей книге, Кракен, где музыка тоже играет большую роль в сюжете.
Чайна Мьевиль - КракенСкажу прямо: «Крысиный король» — не №1 среди романов Мьевиля, и даже не лучшая его книга про Лондон. Но совершенно точно это — лучшая история об эпохе рейвов, электронной музыке и колдовской атмосфере Лондона начала 90-ых.
6193