Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Крысиный король

Чайна Мьевилль

  • Аватар пользователя
    kirkarol26 июля 2024 г.

    Музыка «Крысиного короля»

    Тот случай, когда сюжетный фон захватывает сильнее основной истории. Да, Саул Гарамонд, его папа, его другой папа, его борьба и левые взгляды — это, конечно, важно. Но по-настоящему зачаровывает линия, в которой девушка и дудочник с помощью странных коробочек и сэмплеров создают музыку Лондона начала 90-ых.

    Величайшее достижение писателя, на мой взгляд, — в том, чтобы вызвать у совершенно незнакомых ему людей желание попробовать то, чего они прежде не делали. Подтолкнуть людей, которых он никогда не повстречает, к изменениям в их жизни. И в этом плане у Чайны Мьевиля талант: после этой книги я на самом деле начала слушать джангл, — просто чтобы узнать, что это за волшебная музыка такая!

    Но в 2006 году, когда книга добралась до российского издания, музыкальная сцена уже изменилась. Джангл превратился в драм-н-бэйс и вылез из подполья на свет софитов: его ставили уже не на пиратских радиостанциях, а на самом официальном BBC Radio 1. Артисты, которые могли бы играть на вечеринках как в «Крысином короле», к 2006-ому уже были «отцами жанра» и крупными звёздами. На смену им пришли молодые ребята с макбуками из того же Лондона, которые не бывали на рейвах 90-ых из-за возраста (слишком мало им было лет). Теперь они принялись переосмыслять ту атмосферу. Burial выпустил два легендарных альбома, Zomby назвал свой дебют Where were U in '92? Вот как получилось, что для меня музыкой «Крысиного короля» оказался дабстеп — тёмное, тягучее, медленно вводящее в транс звучание с глубоким басом. Самое близкое к тому, как описана в книге музыка Крысолова — это трек Rutten музыканта Skream

    06:32

    Всех этих ребят объединяла тоска по тому, чего не было. В одном интервью Burial рассказывал, что на рейвы ходил его старший брат. Вспоминал: когда он наблюдал, как брат собирается, его всегда тоже тянуло пойти, и он тосковал, что нельзя, что он не может оказаться в том волшебном месте. И это созвучно атмосфере книги: кажется, будто лондонские рэйвы девяностых, саундсистемы, пиратские станции — всё равно что Авалон, страна вечной юности, никогда не достижимая фантазия.

    Кстати, Чайна Мьевиль упоминает Burial в благодарностях к другой своей книге, Кракен, где музыка тоже играет большую роль в сюжете.

    Чайна Мьевиль - Кракен

    Скажу прямо: «Крысиный король» — не №1 среди романов Мьевиля, и даже не лучшая его книга про Лондон. Но совершенно точно это — лучшая история об эпохе рейвов, электронной музыке и колдовской атмосфере Лондона начала 90-ых.

    6
    193