Рецензия на книгу
Ночь в Лиссабоне
Эрих Мария Ремарк
Аноним26 июля 2024 г.Одиночество ищет спутников и не спрашивает, кто они
Когда-то давно я решила открыть для себя Ремарка, начав с «Триумфальной арки». То ли я была слишком молода и незрела для таких произведений, то ли произведение было «не моё» (надо будет перечитать), но не сложилось, после чего Ремарк был мной отложен в дальний угол на многие года. А потом в моей жизни появились «Время жить и время умирать» и «На западном фронте без перемен». Искра, буря, безумие. Я пересмотрела свой взгляд на автора, а все его оставшиеся произведения отложила «на десерт», сдерживая себя, чтоб не прочитать все залпом. Может быть, это стало ошибкой. Нужно было читать, пока мое сердце было обнажено после предыдущих книг автора, потому что сейчас эта книга не смогла пробить дорогу к моему сердцу.
И головой я понимаю, что здесь заложена большая драма, не только героев романа, а целого поколения, обездоленного, потерявшего все, живущего в страхе, потерянного. А сердцем не чувствую.
«Это роман о великой силе любви, способной сокрушить все преграды перед лицом смертельной опасности.»Так гласит надпись на моей книге. А я этой любви не почувствовала. И не было ее, как мне кажется.
Одиночество ищет спутников и не спрашивает, кто они.Я в этой фразе вижу не только ночной разговор двух эмигрантов, а сами отношения Елены и Шварца. Их не любовь свела, а одиночество. Держатся друг за друга как за соломинку, как за последний кусочек чего-то своего в этом мире. Но не из любви, а из страха. Ни в ком случае не осуждаю, все понимаю, ощущаю грусть и безысходность. Конечно, им было не доплыть до того самого кусочка рая, уж очень ненадежна была их любовная лодка.
И как-то даже нечего мне сказать, кроме банальных вещей. Горькая книга, но горечь я испытываю не из-за судьбы конкретных героев этого произведения, а в целом от того, что это было.
891,1K