Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Под сенью девушек в цвету

Марсель Пруст

  • Аватар пользователя
    Аноним26 июля 2024 г.

    Продолжение поисков

    После знакомства с отличной рецензией, очень хорошо написанной, передающей и ощущения читателя после прочтения романа и мысли и чувства автора, которые он перед своим читателем открывает, трудно писать свою - все, что ты хочешь сказать, уже в ней сказано. И сказано замечательно стилистически. Поэтому то, что будет дальше не более чем некоторые заметки после прочтения.

    Итак, сделав перерыв в несколько месяцев, продолжаю читать Пруста. Есть в таком варианте безусловный недостаток - что-то забывается и не все отсылки автора вполне ясны. Но есть и достоинство - не "замыливается глаз", то есть не притупляется восприятие очень своеобразной и насыщенной прозы Пруста.

    Основное содержание этой части повествования, я бы определил как "воспитание чувств" героя. Очень точно смысл романа передается в его названии - чувственное восприятие мира, окружающего героя, осияно общением с юными девушками, в которых воплощен свет и цвет этого мира, постигаемого сознанием юноши, превращающегося в мужчину.

    Первая часть романа продолжает рассказ об истории отношений героя с Жильбертой. Детское увлечение переходит во влюбленность, возникает потребность ежедневных встреч. А потом все (даже как-то неожиданно для героя) сходит на нет, обрывается. Параллельно ведется рассказ о родителях Жильберты, продолжается анализ отношений Свана с внешним миром, становится понятней Одетта, воспоминания о ней Марселя - существенная содержательная часть романа. Итогом этой страницы жизни героя звучит последняя фраза первой части книги:


    А так как в среднем гораздо дольше живет, - хотя долголетие это относительно, - память о поэтических чувствах, чем память о сердечных муках, то боль, причиненную мне Жильбертой и давным-давно исчезнувшую, пережило наслаждение, которое я испытываю каждый раз, когда в мае слежу за ходом минутной стрелки на некоем солнечном циферблате между четвертью первого и часом, - испытываю оттого, что вижу вновь, как со мной разговаривает госпожа Сван и как на нее падает от зонта словно отсвет обвивших беседку глициний.

    Два года отделяют вторую часть романа от первой. Марсель проводит лето в курортном городке Бальбек, куда приезжает с бабушкой и служанкой Франсуазой (персонаж этот очень ярок и колоритен). Название городка мелькнуло в первой части в связи с церковью там находящейся. Но осмотр бальбекской церкви подобно игре актрисы Берма и знакомству с писателем Берготом принесли ему «если и не разочарование, то недоумение, переходящее в равнодушие». Начало второй части - характеристики обитателей отеля, данные в лучших традициях реалистической прозы девятнадцатого века. Много места занимает описание знакомства и общения героя с представителями высшей знати - маркизой де Вильпаризи, ее внучатым племянником Робером де Сен-Лу и с его дядей бароном де Шарлю. Важную роль играет знакомство, встречи и разговоры об искусстве с художником Эльстиром.

    Следующий виток сюжета - встреча и последующее знакомство Марселя со «стайкой» девушек, поразивших его какой-то свободной свежестью и вскоре ставших предметом его "чередующихся волн влюблённости". Состояние влюбленности необходимо герою, но это будет именно влюбленность, а не любовь. Он не знает на ком остановить свой выбор. Андре? Альбертина? Но проходит лето. Девушки разъезжаются. Отель пустеет. Наступает время возвращения.

    13
    1K