Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Муравьиный бог: реквием

Александра Николаенко

  • Аватар пользователя
    Аноним24 июля 2024 г.

    Очень сложно оценивать эту книгу, это как вывести среднюю оценку между кислым и теплым, достоинства и недостатки книги лежат совершенно в разных плоскостях. Для меня форма стала приоритетной и отодвинула сюжет на задний план. Роман написан прозой, но эта проза или звучит как стихи, в ней есть рифма или имеет определенный ритм, что тоже воспринимается скорее как поэзия. Если читать книгу глазами, это не так сильно ощущается, но я книгу слушала в блестящем исполнении Александра Аравушкина, который сумел превосходно воспроизвести всю специфику текста. В самом конце книги я попробовала прочитать одну главу глазами и поняла, что, во-первых, в моей голове текст продолжает звучать голосом и интонацией Александра, а во-вторых, я и дальше хочу слушать книгу в его исполнении. Действие романа происходит летом в дачном поселке и большая часть текста - это описание красок, звуков, запахов, всевозможной насекомой живности и прочей летне-дачной атрибутики. И все это под необычным ракурсом и очень красивым слогом, из-за чего место действия воспринимается как отдельный микромир.

    По сюжету мы имеем бабушку, парализованного после инсульта деда, которого называют не иначе как покойником и мальчика-сироту Петрушу, которого бабушка все время обвиняет в том, то он убил своих родителей. Бабушка – это отдельный разговор, я не знаю, где дают таких старушек. Действие романа происходит в советские годы, скорее всего это 80-90 годы прошлого века, в подмосковном дачном поселке и судя по возрасту Пети, бабушка должна быть вполне себе молодой бабушкой, но автор вывела ее какой-то совсем древней, архаичной старухой, постоянно цитирующей святое писание и говорящей на очень своеобразном языке. И здесь хочется в очередной раз пропеть дифирамбы Александру Аравушкину. Я не люблю манеру исполнения, когда чтецы пытаются играть по ролям. Не люблю из-за того, что когда героев много, чтец начинает повторяться и многие роли у него получаются одинаково, или вообще забывает, как у него звучал не самый важный персонаж и в следующий раз он у него получается уже по-другому. Меня как слушателя, все это начинает путать, поэтому я предпочитаю, когда исполнитель не играет роли, а просто читает книгу. Здесь же героев не так уж много и Александру прекрасно удалось перевоплотиться в каждого из них, ни разу не ошибившись. Бабушка у него получилась просто превосходно, все нюансы ее речи чтец очень удачно дополнил интонацией. С диалогами, где чтецу приходилось все время переключаться с роли бабушки на роль мальчика, он тоже справился на отлично.

    Если сказать в двух словах, о чем эта книга – она о смерти. Здесь умирают все, начиная с букашек и кончая людьми. О смерти все время говорит бабушка, и не только об уже свершившийся смерти сына и невестки, но и о своей собственной смерти и смерти вообще. Мы все умрем – говорит нам книга, «да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен» - говорит Воланд Берлиозу. В этой книге смерть внезапна не иногда, а всегда, в ней постоянно присутствует мысль, что жизнь может оборваться в любой момент. Мальчик Петя обрывает жизнь муравья, просто сжав его между пальцами, а кто-то более могущественный точно так же, по одной ему известной причине обрывает жизнь человека, например, спешащего на поезд. Я так и не поняла, что хотела показать автор всеми этими многочисленными смертями, особенно двумя последними, а когда закончился эпилог, все стало еще непонятнее, там целая ода любви и Христу и как все это соотносится с основным повествованием – неясно.

    Мне книга очень понравилась своим слогом, особым летне-дачным микромиром и блестящим исполнением Александра Аравушкина, не буду оригинальна и присоединяюсь к тем, кто советует именно аудио-вариант. По сюжету и героям – я так и не поняла ту мысль, которую хотела донести автор, сам сюжет книги предполагает, что ставилась какая-то сверхзадача, потому что просто так это все не имеет никакого смысла.

    32
    342