Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дворянское гнездо

Иван Тургенев

  • Аватар пользователя
    Аноним24 декабря 2014 г.

    В 1856-1858 годах Иван Сергеевич Тургенев написал роман «Дворянское гнездо».

    Главный герой – дворянин Федор Иванович Лаврецкий возвращается в Россию из Европы, после того, как уличает жену в измене. В родном городе О. он восстанавливает связи с родственниками и неожиданно для себя находит любовь.

    Осторожно! Спойлеры.

    Лаврецкий все детство провел среди людей, ни одного из которых не смог полюбить. Все либо использовали его в своих интересах (тетка Глафира), либо ставили над ним эксперименты (отец Иван Петрович), либо не имели душевных сил защитить (мать Маланья Сергеевна). Некому было научить маленького Федю любви, верности, крепкой привязанности. Сам же Лаврецкий, когда вырос, смог позаботиться лишь о развитии своего ума, но не сердца и души. Учебники заменили ему реальную жизнь: друзей, возлюбленных, злопыхателей, интриганов, в общем, людей во всем их многообразии.

    Пришло время, Лаврецкий женился. Однако в людях он не особо разбирался, поэтому женщину выбрал красивую, но порочную. В ее душе не было любви и тепла. Естественно, она его предала – разве могло быть иначе? Конечно, Лаврецкий сбежал – как он мог выдержать столь суровую реальность?

    Федор Иванович вернулся в город О. и встретил девушку Лизу. Настоящая, искренняя, набожная, она очень отличалась от его жены. В ней, конечно, было много юношеского максимализма, она даже не стеснялась давать советы взрослому мужчине в непростой ситуации, но в ней же было много искреннего сострадания.

    Я убеждена, что Лаврецкий сбил девочку с пути: безответственно втянул ее в свою жизнь, полную несчастий и страданий, дал надежду, а, когда ничего не получилось, бросил наедине с ее горем. Хотя и его понять можно – как поддержать кого-то, когда сам ни разу не испытывал поддержки?

    Уход Лизы в монастырь оставил у меня двойственные чувства. С одной стороны, я понимаю символизм этого решения: она так любила Лаврецкого, как только монахиня может любить Бога. Через это решение девушки он понимает, какую великую и искреннюю любовь потерял. Однако меня не покидает чувство, что Лиза не была той женщиной, которая смогла бы спасти Лаврецкого. Она слишком сурова, догматична, прямолинейна. Ее набожность все равно, что его учебники – защита от реальной жизни, к которой она и прибегла, когда мечты не сбылись.

    Отдельно хочу сказать о слоге Ивана Сергеевича. Он прекрасен! Такого «вкусного» языка, на мой взгляд, нет больше ни у одного русского писателя.

    11
    50