Рецензия на книгу
Под стеклянным колпаком
Силвия Плат
Аноним23 июля 2024 г.Не приведи Господь мне быть такой. Ни здоровой ни больной.
Начну с плюсов. Написано очень хорошо. Легкий слог, красивые метафоры, немного иронии - все как я люблю.
Но (ох уж это вечное но) после прочтения, да в принципе и во время меня не покидало чувство того что главная героиня ммм... деструктивна что ли. Хотя умом я понимаю что ей вроде бы нужно сочувствовать, она камнем погружается в пучину душевной болезни, но я так и не смогла себя заставить. Слишком уж похожей на заносчивую снобку-эгоистку она получилась у автора. Не знаю намеренно ли это сделала Плат, или это случайность, но у меня все время глаз цеплялся за ситуации, вызывающие мое личное внутреннее неприятие. А еще я постоянно помнила что роман все таки автобиографический. И что автор - одна из икон современного феминизма. И это меня напрягало еще больше.
Возможны спойлеры!
Итак что имеем. Эстер - талантливая девочка-писательница приехавшая в Нью-Йорк на стажировку в группе таких же талантливых девочек со всей страны. Но! В ее мыслях они все пустые куколки, с глупыми разговорами о женихах и платьях, отсутствием глубоких интересов и неправильными жизненными установками. Хотя и сама Эстер не чурается накупить полный шкаф платьев по 40 баксов (для 50-х годов полагаю это весьма не дешево) и навернуть черной икры на банкете, отжав ее у соседки по столу, и конечно же не забыть набрать презентов от рекламных спонсоров.
Вот зарисовка которая на мой взгляд отлично передает характер героини. Эстер с подругой (причем по инициативе самой Эстер) попадают в дом к практически незнакомому мужчине. Подруга просит главную героиню не оставлять ее с ним наедине. Но Эстер сбегает. А когда подруга пьяная и помятая возвращается в отель брезгует впустить ее в номер, оставляя на коврике в коридоре в луже собственной рвоты потому что подруга кажется Эстер грязной. Через пару глав уже главная героиня подхватывает кишечную инфекцию, а "грязная" подруга заботливо поит ее бульоном и вообще всячески развлекает.
И так во всем. Мать работает допоздна, а потом приходит домой и начинает готовить ужин. А дочь, взрослая половозрелая женщина, весь день сидит за печатной машинкой, предается мечтам как она поедет в Европу, станет поэтессой или известным редактором и при этом мать, которая ее полностью обслуживает, ненавидит. Работать стенографисткой Эстер не хочет, другие профессии тоже вызывает у нее тошноту. Вообще в книге очень длинный список того что способно привести героиню в уныние. За всю книгу она не сказала никому ни разу слов благодарности. Ни матери, ни женщине на чью стипендию она училась в колледже, а потом лечилась в больнице. Наоборот, она едко и саркастично отзывается о книгах своей меценатки. Создается ощущение что мир вокруг её не достоин. Как и мужчины, которые добиваются взаимности Эстер, причем их довольно много. Вниманием она явно не обделена. Но Эстер с яростным усердием выискивает в них лишь недостатки. Этот скучный, этот женоненавистник (у него она кстати выцыганила булавку с бриллиантом, а потом искренне возмущалась что он хочет взамен близости), этот коротышка. (у нее вообще какое то врожденное неприятие людей небольшого роста) Эстер окружают удивительно глупые и некрасивые люди. Одним словом мир в котором приходится жить героине явно не тот.
Честно говоря я не очень поняла в какой момент болезнь начинает давать о себе знать. Возможно конечно что поведение в Нью-Йорке это были первые признаки. Но для меня это явные признаки сволочизма.
Тем временем первая половина книги заканчивается. Героиня возвращается домой, где болезнь сжимает ее тисками все крепче и крепче. Тут я честно говоря теряюсь. Мне сложно осознавать насколько при душевных расстройствах пропадает связь с реальностью и способность логически мыслить. Поэтому выводы делать я поостерегусь. Тем более повествование от первого лица и переходы от адекватности до безумия трудноуловимы. Но хорошо заметно как в этот период Эстер качает в другую сторону. Все вокруг умные, а она ничего не знает. Не выучила немецкий, не умеет готовить, не читала Джеймса Джойса, не умеет ездить верхом. Все вокруг милые, а она страшна как смерть и т.д. И от этого ей еще хуже. Одним словом саморасшатывающаяся система которая в конце концов доводит ее до попытки суицида и клиники. Но в книге нет ни капли героизма, силы воли или желания победить болезнь. Героиня просто плывет по течению и... все.
В итоге Эстер все-таки ставят на ноги, она лишается девственности (да, на мыслях о желании или же страхе потерять эту саму девственность построено много ее внутренних монологов по всей книге. Подозреваю это символизм освобождения от косной патриархальной системы) и опять начинает поглядывать на весь мир свысока.
Конец.
15488