Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мальчик, которому не больно

А. Лиханов

  • Аватар пользователя
    Dans21 декабря 2014 г.

    Альберт Лиханов - удивительный писатель, писатель, переполненный болью детской и за детей. Кто еще другой в нашей литературе с таким упорством, с такой страстью, с такой чуткостью ищет самые болевые точки в жизни детей и подростков, внимательно исследует их и находит пути для умаления боли, а если их нет, то обращается к читателям: «Вы видите это? Так содрогнитесь! Не допускайте этого, постарайтесь уберечься сами и уберечь тех, кто рядом с вами». Дар ли ведет писателя, или писатель управляет своим даром? Не знаю, и вряд ли здесь возможно единое мнение, одно только ясно: тема, выбранная для себя Лихановым, - ноша тяжёлая, горькая, скорбная даже.
    Его книги одних читателей (и таких огромное большинство) пронзают, вызывают сострадание к литературным героям и – что самое главное – к живым людям. А некоторые читатели, растревоженные, быть может, увы, непонятными, непривычными, незнакомыми им чувствами, начинают вдруг сердито пенять на текст, дескать, «не верю, не сочувствую, не проникаюсь». Что ж, идти путем со-чувствия, пережить боль другого, действительно, нелегко. Впрочем, у меня почему-то нет сомнений: многие из этих «вторых» читателей еще обратяться к произведениям писателя, уже прочитанным или новым для них, и тогда многое встанет на свои места. Лиханов не может не зацепить, не заставить вновь вернуться к своим тревожным и тревожащим книгам.
    Четыре повести из этой книги: две, написанные в советские годы («Солнечное затмение» и «Свечушка»), и две из нашего времени («Мальчику, которому не больно» и «Девочка, которой все равно») – одни из самых пронзительных текстов современной литературы.
    Как трепетно в «Солнечном затмении» описана любовь Лены и Федора, которая помогает им видеть не только свое горе, но постичь и испытания, свалившиеся на других людей. Так хочется, чтобы и потом, когда они станут взрослыми, верили бы в себя, в то, что «все беды – это солнечное затмения, а жизнь – само солнце». Увы, без затмения трудно возрадоваться самому солнцу, считает писатель. Такой сложный, горестный путь проходит и героиня повести «Свечушка» Надя, когда-то брошенная родителями и поэтому особенно остро переживающая за нерожденных детей – жертв абортов. И когда над ней надругался Толик, она не отрекается от дитя… Это всё уроки, столь важные для нынешних молодых и не только молодых… Как и те, которые дает Лиханов в повестях, написанных в «нулевые» годы. В «Мальчике, которому не большо» и «Девочке, которой все равно» повествование ведется от лица героев, давая читателям возможность лучше постичь их мысли и ощущения. Жизнь мальчика от рождения горестна и трудна, она ограничена болезнью и страданием. И к этой беде добавляются равнодушие и предательство матери, смерть отца, болезнь бабушки… Как не впасть в уныние? Что может противопоставить ему маленький человек? Но в конце появляется надежда на счастье мальчика, на его исцеление – физическое и духовное. Он делает свои первые шаги. К вернувшейся матери. Символично, что это произошло благодаря усилиям священника, который не только укреплял мальчика духовно, не только, как можно предполагать, потрудился, чтобы помочь осознать матери ее грех перед сыном и убедить вернуться к нему, но и пытался лечить ребенка (помните, «ввинчивал» в его ноги иголки)… Нет, здесь не банальное одномерное решение проблемы исцеления, как может подумать иной читатель: дескать, вот оно – упование на чудо веры. По Лиханову, чудеса происходят, когда за доброе дело берётся человек с чистыми, просветленными помыслами и пытается его осуществить всеми возможными способами. Только активно действие, укрепленное ментально, в пространстве тонких миров, приводит к чуду.
    Способна ли на него Ольга Олеговна – Олола, которая приходит в интернат, чтобы написать диплом о «детях риска»? Что сможет она сделать для первой их своих подопечных – девочке Насти? Откройте повесть «Девочка, которой все равно»…

    4
    3,3K