Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 22 томах. Том XIII. Воскресение

Л. Н. Толстой

  • Аватар пользователя
    Аноним19 июля 2024 г.

    Галерея русских лиц

    Прочитал третий роман (и последний из романов) Льва Николаевича русского гения Толстого. Закрыл, так сказать, пробел. Вряд ли я смогу что-то новое придумать по поводу Воскресения, за сто с лишним лет наверное все кто хотел высказались. Но такой пустяк, как оказаться банальным и очень вторичным, меня не остановит. Кстати, раз уж вспомнил, очень рекомендую лекции одного иноагента, думаю имя можно не упоминать, про Воскресение прям захватывающе.

    Что для меня было важным перед прочтением. Это последний его роман, к моменту его написания Толстой был уже живым гением, абсолютно зрелым и устоявшимся человеком. Писал он 10 лет, но с большими перерывами на поиски правильных идей. Роман самый маленький по объему из его романов. Планировалась вторая часть, но не сложилось.

    Что оказалось интересным и важным после прочтения. Сам сюжет кажется надуманным, хотя на самом деле он имеет реальную основу. Для меня сюжет был не особо важным, все что в романе зацепило лежит вне сюжета.

    Роман нельзя назвать политическим, но без революционеров это была бы совсем иная книга. Политическая составляющая романа из уст Толстого стала для меня неожиданной.

    Роман античиновничий и антивластный. В этой части, как и любое антивластное произведение, максимально актуальный. Все что изменилось за сто лет - ранее все что заботило чиновников это двадцатое число, день жалования, а сейчас еще и пятое - день аванса. Иных различий не обнаружено.

    Роман религиозный, но антицерковный. Там есть одна сцена, причастие в тюремной церкви. Я, когда ее читал, мысль одна была - как это вообще напечатали. Погуглил - конечно не напечатали, ее бы и сейчас опасливые редакторы могли бы потребовать исключить.

    Концовка романа максимально скомкана и неубедительна, я был максимально недоволен тем, что все закончилось строками из Евангелия. Наверное, это мои проблемы. А возможно это связано с тем, что Толстому очень нужны были деньги (кстати, цели абсолютно благотворительные) и он торопился скорее закончить. Возможно, скомканность должна была уйти во второй части, но она не написалась.

    Главный герой романа мне кажется максимально эгоистичным и довольно неприятным типом. Все что он делает - он делает только для себя и своего эго. Все что он делает для других - опять таки или для себя, или потому что, являясь абсолютной тряпкой, никому и ни в чем не может отказать. Но душа его воскресает ровно в тот момент когда главная героиня посылает его на хер. И это, безусловно, главный момент и главная находка для сюжета романа, но не для самого романа.

    Главная героиня романа - самое светлое и прекрасное что в романе есть опять таки в рамках сюжета. И если уж говорить о воскресении души, то в первую очередь речь идёт о ней, Катюше Масловой. Именно она воскресла по настоящему, а не Нехлюдов.

    И самое главное что в романе есть, что для меня ставит этот роман в разряд произведений гениальных - это все второстепенные персонажи. Этих героев огромное количество, может быть 50 или 100. Каждому Лев Николаевич уделил немного времени, кому пару строк, кому пару страниц. Но даже двух предложений Толстому хватает, чтобы я остановился, перечитал и сказал: о, точно, это же он, я узнал его. И перед нами предстает такая фантастическая галерея русских лиц, типажей и характеров, всех происхождений, профессий и социального статуса, будто вся страна мимо прошла. Ни на что не похож роман Воскресение в этой части, это главное что меня зацепило в этой книге.

    Это надо обязательно читать.

    4
    155