Рецензия на книгу
Процесс
Франц Кафка
Аноним19 июля 2024 г.Просто восторг! Бомба!
Впервые читаю книгу Кафки, хотя и предполагала по отзывам, что мне, возможно, понравится. И я в полнейшем восторге. Я не впервые читаю книги подобного характера, но с настолько четким, увлекательным и художественным описанием еще никогда не сталкивалась.
Думаю, не стоит расписывать, что книга «Процесс» по стилю своего написания является метафорой. Вот только на что. На первый взгляд, конечно, можно предположить и даже обсудить, что это описание обычного человека, пешки, в тисках бюрократической машины суда, в которой он ничего не способен сделать. Однако я здесь увидела описание работы психики человека (невротика) в ситуации травмы, кризиса. И здесь способ отражения сюжета в таком формате абсурда, сна подходит как никогда здорово.
Итак, главный герой, однажды утром просыпается и приходит к осознанию, что арестован. И здесь нам через описание мыслей К. пытаются донести, что он не понимает, в чем обвинен и не считает себя виновным. И если с непониманием (или не полным осознанием) причины я еще могу согласиться, то с тем, что он не считает себя виновным – нет. Стоит только посмотреть как описана ситуация ареста – он, лишенный одежды и завтрака, на него пялятся соседи, сообщение приговора происходит в комнате женщины, на которую он хотел бы произвести впечатление. Итого, мы получаем чувства униженности и стыда. А это явные признаки того, что проступок есть. Далее происходит дальнейшая работа психики: включается примитивный защитный механизм – отрицание. Он не наказан тут же – хоть и есть свидетели, но он продолжает (по крайней мере) пытается жить обычной жизнью, объясняя себе и всем, что все это глупость и решится само собой. Сюда же и выступление на суде, где при рассмотрении ситуации, он переходит к проекции – обличая и обвиняя окружающих. Интересно и описание всего этого судилища на чердаках психики, где помимо того, что происходит вся работа, закидываются ненужный хлам, трудно находиться и можно ноги переломать. Далее наш герой, периодически проваливаясь в, вероятно, свойственные для него регрессии, волочась за дамами, встречаясь с дядей, понимает, что дело касается не только его, но и может кинуть тень на окружающих. И здесь мы сталкиваемся с осознаваемой частью Супер-Эго (бессознательная, безусловно, это суд) в лице болеющего адвоката. Этот интересный персонаж, в тени комнаты которого прячутся сотрудники суда, несущий в себе родительскую роль, соглашающийся принять и защитить нерадивое дитя, при этом одновременно тыкая в его недостатки, ругая и рассказывая, что сделает все, чтобы «защитить». Под его кровом главный герой развлекается с его служанкой, считая себя непойманным, однако впоследствии осознает, что все это происходит с дозволения. Он же дает понять К. насколько добр к нему и как может быть суров и беспощаден. От него же происходит новый защитный механизм (ну, а какая еще может быть аналогия с адвокатом, и с другими более слабыми теневыми адвокатами) – рационализация, своими разъяснениями позволяющая затягивать процесс работы психики. И здесь как никогда подходят слова главного героя, отказывающегося от этого защитного механизма, что ранее он даже не думал о процессе (отрицание), а сейчас все говорит о нем, но дело как будто не двигается.
Далее мы встречаемся с еще одним персонажем, который, якобы способен помочь с решением проблемы – художником. Нам он показан, как человек, который вхож в круги судей, и по запросу может изобразить любого низшего судью, как главного, вывести справедливость из состояния равновесия, тем самым повлияв на нее. Да, такой помощник способен зарисовать, закрасить ситуацию. Не наши ли это попытки при возникновении кризиса не решить его, а изменить жизнь, принимая решения развестись, переехать, сменить работу, прическу, гардероб и т.п.? Но, решить проблему он не может – только вытеснить. Однажды главный герой вновь проснется и будет арестован. А потом опять и опять. И однажды тянуть будет невозможно, и приговор станет неизбежен. В одной из незаконченных глав мы можем наблюдать, чем закончится этот выбор героя, но в книге он уходит и от такого решения, возвращаясь к отрицанию.
Глава «В соборе» является словно описанием всего этого пути героя, предложением ему «очиститься», несмотря на страх и запреты психики взглянуть своему проступку «в глаза», принять и осознать его, двинуться вглубь, однако, побоявшись потерять свой привычный уклад жизни, герой идет на попятный.
Итог неотвратим, и герой знает и ожидает его – он осужден. Он отказался «тянуть многолетнюю лямку», униженно умоляя у правосудия отсрочки и строя все свое существование вокруг защиты или зарисовывая проблему красивыми картинками жизни, но и пойти по пути преодоления сопротивления тоже не решился. Прежняя жизнь мертва. Теперь всем заправляет невроз.
Вывод такой: если не хочешь как К. быть загнанным в угол и заколотым как собака собственной психикой, впоследствии упав в невроз, работай с травмами, а не убегай от них.15758