Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Обрыв

Иван Гончаров

  • Аватар пользователя
    Edessa16 июля 2024 г.

    Считается, что для душевного спокойствия нужно читать классику. В этом романе я спокойствия не нашла. Дожди, грозы, грехи прошлые и настоящие, многочисленные любови и роковые привязанности не дают героям мирно почивать, а норовят сразить из-за угла инсультом и горячкой.

    Декорации - барская усадьба с самоваром, сад с яблоками, обрыв с покойником. Казалось бы, атмосферно и уютно. Герои - Марк (я-одинокий-волк-хочу-любви), Вера (я-не-такая-я-жду-трамвая), Райский (порядочная тряпка), бабушка (властная старуха). Эти персонажи своим взаимодействием создают крайне мелодраматический сюжет.

    Вообще я заметила, что и сам автор, и большинство читателей осуждают Волохова. Нет, я не приветствую коварных соблазнителей, но в принципе он никого не обманывал и сразу заявил - так, мол, и так, ничего не обещаю. И насчет общего неблагородства не все так однозначно - он был добр к друзьям и после содеянного не скрылся. Ему, конечно, не хватило обаяния, как его коллеге-нигилисту Базарову, потому что Марк всю книгу за юбкой гонялся, дело не делал и вообще человек, видимо, был не самодостаточный. Вера как героиня не кажется особенно теплокровной и живой, хотя всю книгу страдает и борется с собой. Татьяна Марковна привлекает многих как сильный характер, но человек она тяжелый, все должны быть либо в ее тени, либо не существовать вовсе. Образ Райского для меня не сложился - начиная от фамилии и заканчивая родом занятий он полностью выдуман и ничем не оживлен, даже своей любовью к кузине Вере, которая случилась от того, что нечем было развлечься в скучном имении.

    От романа в целом веет некоторой «вторичностью» по отношению, например, к тургеневским «Отцам и детям» или «Грозе» Островского. Хотя к Гончарову я отношусь хорошо и безусловно считаю его значительным писателем. Здесь же все немного ходульное, схематичное, сериальное. Взять хотя бы поведение Веры ближе к концу - страсти на разрыв аорты, всё всем расскажу (бабушке стыдно, а Райскому и Тушину не стыдно), утоплюсь, умру в горячке, и вообще гори все синим пламенем. Но тумблер, как в истинной мелодраме, вовремя переключается, и заинтересованные лица уже всей душой сострадают мученице и любят ее пуще прежнего.

    А Марфенька, кажется, так ничего и не поняла. Счастливая натура.

    9
    441