Рецензия на книгу
Колокол
Айрис Мёрдок
Аноним16 июля 2024 г.Второе произведение английской писательницы ирландского происхождения – Айрис Мёрок, который прочла минувшим днём стал «Колокол», опубликованный в 1958 году. Могу сказать, что утвердилась в мнении о прекрасном слоге, чудесных и неожиданных поворотах, объемном наполнении, отсутствии ненужных монологов или ответвлений.
Сюжет очень нетривиален, полноценный, с интереснейшими персонажами. Автор использовала интересный ход, которым, как мне кажется, редко пользуются её коллеги – поочередное описание развития основной линии сюжета от лица разных персонажей, с отдельно взятыми внутренними монологами и размышлениями. Такой стиль изложения создаёт более глубокое, проникновенное понимание всех тех нюансов, что автор хотела донести до читателей.
Некая религиозная община, члены которой, словно составляющие в солянке – не похожи другна друга. Их связывает нечто метафорическое, слабоуловимое и, как мне показалось, это уход от реальностей жизни в мир, лишь отчасти приближенный к истине, для самоопределения и самопознания. Живут садоводством, выкраивают деньги для своих нужд. Колокольня без колокола,община без общности, вера без веры – картина примерно такова. По сюжету в скором времени должны привезти и установить новый колокол, событие яркое и всеми ожидаемое, суждено ли этому случиться? Лучше прочтите, так интереснее.
Роман захватывает и преподносит нам диаметрально противоположные судьбы людей. Персонажи в своих поступках вносят сумбур, они, безусловно все яркие и характерные, но неоднозначность натур налицо, эта сложность притягивает и утверждает в суждениях о многогранности каждого из нас.
Например, один из персонажей – Дора Гринфилд, молодая девушка, которая вышла замуж за искусствоведа, эстета и сноба Пола, ей казалось удачно, но, невозможно сказать однозначно «да» или «нет», «хороший» это брак или «плохой», Пол её любит, ревнует, по своему заботится, прощает глупость, разгульность и каждый из читателей сам для себя решит, погружаясь в описание, как относится к этому союзу. Аналогичная ситуация с Майклом, школьным учителем, некогда влюбившимся в своего ученика Ника, который обвинил его в том, чего не было. Мой гомофобный мозг отрицает такого рода чувства, но, его страдания и переживания не могут оставить равнодушной.
Прекрасное произведение, настолькопоказалось реалистичным, словно я очутилась в доме напротив и в подзорную трубу могу наблюдать за жителями соседнего участка, тайным образом проникая в их головы, читая мысли, копаясь в душевных тревогах. Психологическая составляющая сильная, драма внутри его героев фатальна, погружение в сЕти бытия Имбер-Корте (загородный дом, где проживает община)происходит с первых страниц.
2144