Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 2
Иоганн Вольфганг фон Гёте
Аноним15 июля 2024 г.Часть вечной силы я, Всегда желавшей зла, творившей лишь благое.
Домучила дочитала, смогла, молодец Я!
Не понравилось, вот от слова «совсем» - не моё. Конечно, не отрицаю и того момента, что к «Фаусту» нужно быть готовым и якобы заранее просвещенным. Но, не в моем случае.
Начнем с того, что Гёте работал над «Фаустом» почти всю свою жизнь, если не ошибаюсь в районе 60 лет и данная поэма является по истине гениальным творением автора на все времена. Возможно, соглашусь! Но вот каждый ли сможет отыскать смысл, вложенный автором среди всей свистопляски, творящейся, особенно, во второй части произведения?
Вообщем, сюжет стар, как мир - сделка с дьяволом, спор между Богом и Мефистофелем и кто из них утащит душу Фауста к себе. А Фауст у нас человек посвящённый, всю жизнь он посвятил познанию, но только вот познанию теории, всю жизнь за книгами, но не на практике. И от немощи своей, что прожил жизнь он НЕ как надо, не познал всю блажь земную/неземную или попросту не успел, решил самоубиться. Здесь, вступает в свои права ДЬЯВОЛ.
Ну что ж, первая часть, не скрою хороша, читается и быстро и легко, и более-менее понятно и сам зачин присутствует из-за которого все мы тут собрались. Хоть и трагичность ее более чем зашкаливает и страшна сама по себе ...
В полной мере можно насладиться остроумием Мефистофеля, его постоянно сменяющимися образами, а самое главное - он ДУМАЕТ перед тем, как что-то сделать! Новшество для дьявола, как по мне ... Хотя ... Да и вообще, готический стиль первой части вкупе с описаниями Вальпургиевой ночи, ведьмами и остальным блудом, а особенно финалом - это смак, за это плюсик.
Сам же Фауст, чем дальше мы идем по сюжету, тем отвратительнее становится. Оговорочка по Фрейду: "Останови же сей мгновье!" - фраза, которая должна была закрыть спор Мефистофеля и Фауста, но разве так все просто? Фраза, произнесенная почти вначале всей истории и так нагло опущенная автором. Просто даем еще один шанс докторишке и идем дальше. Очень сомнительно, где нас сейчас пытались обмануть? Авось, не заметят и так прокатит. Это первый момент.
И наступает вторая часть. Где сюжет просто, как по мне расплывается в разные стороны, вытекает со страниц и бешеным потоком несется куда-то вдаль распустив волосы назад. Как же это было невыносимо, как будто вгрызаешься в каждую страницу, чтобы понять зачем там это все? Тут и императорский двор и бал-маскарад и боги и мифы, всё смешалось напрочь. Винегрет одним словом. Единственную отсылку из всей второй части поняла так это, что Елена Троянская и Парис - олицетворение женских и мужских начал, такой идеал эстетической и духовной красоты, который можно желать-не пережелать! И вот на всем это фоне, Фауст со всем своим сюжетом теряется. Мы просто находимся в какой-то вакханалии. Конечно, мы снова возвращаемся, но уже позже и к нашему сюжету и уже будем наблюдать за финалом всей трагедии! Вторая часть очень сильно изобилует философией автора, морем отсылок и различных НЕНУЖНЫХ, как по мне, ответвлений ...
И вот тут-то у меня оооочень большие вопросы к финалу и то, как построил его Гёте.
Почему он такой? Как это так Гёте вдруг решил? А ведь, я не поленилась, и нашла в других версиях финал намного круче и логичнее и многограннее. И ты чувствуешь ответственность за героя и его выходки. А тут вся вера в персонажа - её просто смыло ... Простите, конечно, но как по мне - это глупость несусветная. С учётом того, что сам Фауст, как персонаж, просто падал и падал ниже постоянно в глазах читателя. Да и давайте начистоту - заключение сделки с дьяволом, уже само по себе означает падение! Я считаю, что автор меня, грубо говоря, нагло обманул своим финалом.
Итого, труд всей жизни прочитан и верно слабо понят мною, скажет кто-то. А я скажу, так: "Я поняла его абсолютно так, как мне надо было. Да я не оценила все отсылки автора на мифы/эпос/заветы, я хотела увидеть свой сюжет, избитый временем о том, как дьявол развращает человека и всему этому достойнейший финал ... Но, к сожалению ...
Мы видим человека, которому скучно, скучно от того, что он сам не знает, что ему нужно, тут даже сам дьявол слаб. Пресыщенной жизнью, пусть даже познавшей ее через все ученья мира, он так рвался на практике испытать ее, ту самую веселую сторону жизни и кто бы знал, нужен ли тут был Мефистофель, чтобы заставить показать наружу человеческие пороки? Или же в самом человеке сидит дьявол? "
Я, опять же, берусь рассуждать, чтобы было если и кабы ... Но именно первая часть создает то самое нагнетание сюжета, развивает тот самый образ дьявола и его раба ... Зачем это было путешествие во времени сквозь эпохи, вся эта масштабность сюжета, которую попросту перегрузили наличием составляющих и финал, который снова заводит вроде читателя, возвращает его на ту слабую ниточку между раем и адом ... И ее обрезают с двух сторон.
Честно, я вскипела от такого ...
Как же было последние страниц 100 читать и видеть, как Фауст сравнивает себя с Богом, ставит себя с ним на один пьедестал, ощущая своё могущество ... И ведь, по сути, как в самом начале Господь превозносил Фауста, что он не сойдет с верного пути, а оказалось то всё наоборот. Такой же смертный и порочный, как и все ... Довольно забавно . было читать, как реагировал Мефистофель на просьбы и выходки Фауста.
И представляю, как же в очередной раз ему стало скучно ...14618