Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в десяти томах. Том 2

Иоганн Вольфганг фон Гёте

  • Аватар пользователя
    Аноним14 июля 2024 г.

    Трагедия Гете не подчиняется законам жанра - излишне объемная для постановки на сцене, часть героев - из эпоса, время и пространство растянуты, а диалоги героев - лиричны. Таким образом “ Фауст” смог вобрать в себя признаки всех литературных родов - драмы, эпоса и лирики.
    Первая часть произведения раскрывает, предшествующие ей прологи. и если же здесь нам представляется “малый мир” с человеческими взаимоотношениями, то вторая часть - “большой мир” с абсолютно иным размахом - история, античность, всемогущество природы и постижение глубоких смыслов. Также стоит отметить, что эти миры все время перекликаются и отражаются друг в друге,
    Гете создавал “ Фауста” на протяжении пятидесяти семи лет. Автор смешивает композиционно классицистическое (деление на пять актов) и шекспировское (деление на сцены внутри самих актов). Такая композиция не только позволяет отправлять читателя в различные исторические отрезки, задавая соответствующий слог и атмосферу, но и подчеркивает их связность между собой в произведении (попытки Елены, пришедшей из Античности говорить на языке Шекспира).
    Прологи в синтетической трагедии Гете “ Фауст” не только выполняют функцию вступления, но и несут глубокий философско-эстетический смысл. В этих прологах автор поднимает вечные вопросы человеческой жизни и натуры - идеалах, желаниях, стремлениях. Отсылая читателя к “бесконечно вечному” (темы жизни и смерти), чуть ли не балансируя на грани риторики, автор не только вступает в незримый диалог с поколениями читателей, побуждая их искать ответы внутри себя, но и “оформляет” трагедию как загадочное, даже несколько мрачное и таинственное произведение.
    Каждый из прологов в “Фаусте” задает проблему. Например, пролог в театре призывает к рассуждению о роли искусства для человека - человека-творца (поэта), человека-актера (занимающего позицию посередине между поэтом и зрителем), человек-директора (заинтересованного исключительно в доходе от искусства). И эти три подхода применимы к любому продукту искусства, и конфликт между “поэтом и директором", своего рода, вечен; сам же Гете более благосклонен к подходу Актера.
    Пролог на небесах ставит перед собой иную задачу - он объясняет идею произведения. Спор Бога и Мефистофеля - это конфликт сердца и разума. Мефистофель считает разум человека помехой для его радостного существования, а Бог, будучи убежденным в обратном, соглашается на эксперимент над Фаустом - разумным и рассудительным ученым.
    Трагедия “ Фауст” состоит из двух частей. В первой ведется речь о сделке между Мефистофелем и ученым Фаустом. Ученый обещает свою душу взамен на новые знания и желания. Так и представляется конфликт между добром и злом, знанием и удовольствием.
    Во второй части Фауст стремится не просто к знаниям, а истине, желая обрести покой и искупление.
    Система персонажей в “Фаусте“ довольно разнообразна и образует сложную паутину характеров и их взаимоотношений. Например, Елена из “Илиады”, казалось бы, мифический, недостижимый персонаж. Не без труда Фаусту удается достичь этой цели - благодаря темным силам он не только получает желаемую Елену, женится на ней, но и заводит ребенка. Но Фауст обнаруживает, что ему нужен не идеал (в виде прекрасной Елены), а утерянная им Маргарита, простая и чистая.
    Или же Вагнер, ученик Фауста. Он жаждет знаний (как и Фауст), но в другом, “сухом” виде, он не интересуется таинственными загадками мироздания (как его учитель). Так Гете нам показывает насколько разными могут быть люди, занимающиеся одним делом.
    Пространственно-временная организация отсылает нас к исторически разным отрезкам времени (от времен давно ушедших вплоть до современности) и различным локациям, соответственно, и обстоятельствам. Это сделано для того, чтобы читатель мог ощутить масштабы поставленных вопросов, отраженных в многообразии аспектов человеческой жизни.
    Фауст - трудолюбивый ученый с крайне пытливым умом, причем настолько, что однажды для него становятся недостаточными собственные достижения и уважение окружающих, ему необходимо постичь истину (конфликт науки и этики).
    Образ Фауста - заимствованный. Его истоки восходят к реальной исторической личности, средневековому ученому, увлеченному астрологией и “чернокнижием”. Написанные о нем легенды наделили его свободолюбием, бесстрашием и нескончаемой жаждой к знаниям, к постижению тайн человеческого бытия.
    Мефистофель - зеркальные отражение Фауста. Он язвителен, хитер и скользок - недаром предстает он в облике черта. Скептически относится к теории Фауста. Своим предложением бросить науку во имя удовольствия он и противопоставляется неукротимо тянущемуся к знаниям Фаусту.
    Изначально Маргарита светла и чиста, так же и показывается окружающий ее мир. Но с появлением в этом ее мире Мефистофеля (как проводника Фауста) светлые краски мрачнеют, ее мир наполняется тьмой, героиня неосознанно убивает мать, а затем топит дитя, но уже осознанно. Заключение под стражу и содеянное сводит Гретхен с ума. Но даже в тюрьме Маргарита отказывается от “нечистой” помощи, жертвуя своей душой во имя спасения своего возлюбленного Фауста. Ее душу “забирает” небо, героиня спасена, благодаря своему трагическому выбору.

    Содержит спойлеры
    8
    443