Рецензия на книгу
Процесс
Франц Кафка
Аноним14 июля 2024 г.Кризис восприятия или абсурд Франца Кафки
Франц Кафка в моей читательской биографии явление далеко не новое. Я уже читал его знаковые романы «Замок» и «Процесс». Правда читал я их давненько, а тут выпал счастливый случай и вернуться к этому гению абсурда, в частности к роману «Процесс». Коротко о сюжете: некий Иозеф К., совершенно обычный, ничем не примечательный мужчина 30 лет отроду, попадает под судебное преследование . Казалось бы –нет в этом ничего абсурдного, с кем не бывает, но, пожалуйста, не спешите делать выводы. Дело в том, что я не зря назвал Кафку гением абсурда, ибо этим приемом-довести читателя до дрожи от несуразицы, творящейся в романе, автор владеет виртуозно. Только несколько примеров и постараюсь особо не спойлерить, чтоб не испортить удовольствия от чтения) Кафка как будто берет большой молоток и такой: «Мальчик, хочешь конфетку?». А потом ХРЯСЬ тебе по темечку и все с ног на голову перевернулось. Уже на первых страницах мы узнаем, о пора чарующих открытий, что главный герой живет в правовом (!!!!) государстве. Конечно, именно поэтому, К., не только не понимает, за что его арестовали, но даже сами чиновники ни сном, ни духом об этом. Впрочем нет-все окружающие в курсе, что против ГГ ведется процесс(в романе это самая большая и страшная бука) и он должен непременно сознаться и покаяться. Вот только в чем-?Это чертовски хороший вопрос, но ладно, оставим в стороне суть преследования и обратимся к господам судейским. Вот уж поистине странная каста: никто их не видел и ничего о них не знает и тем не менее они есть! (в правовом государстве, напоминаю, если Вы вдруг запамятовали!) Законы? Гласность? Открытость? Присяжные заседатели? Окститесь и примите свою судьбу! Может Вам еще филейку из бедрышек подлунного гремлина? Нет? Ну то-то же…если ваш мозг еще не загудел от натуги, в попытках все это представить, я продолжу. Диалоги! Ух, это вообще зло во плоти ( или, в нашем случае-в буквах) Они возникают из ниоткуда и уходят в никуда. Герои что-то говорят, говорят и со временем ты перестаешь понимать даже самые простые мысли, что пытается донести автор их устами. Сплошной белый шум, как на радио. А ведь диалоги( на то и нужны, чтобы философский роман не превращался в философский трактат…но это моя позиция, как читателя из разряда «я хочуууу!!!!!». Кафка же давно плюнул на мои хотелки и швыряет в бассейн, набитый крокодилами-второстепенными героями. Дело в том, что вашему разуму, как бы помягче, уже и так абзац, но тут еще счастье привалило-пытаясь понять сюжет, мозг судорожно пытается применить рациональные способы познания, но в романе нет никакого рацио, а потому-«синий экран смерти», иди сюда роднооой. Те же серые клеточки, что не убьет отсутствие рационально элемента-добьет отсутствие чувственного…И вот эта неспособность, в привычной для нас манере, постигнуть смысл и делает его по-настоящему пугающим. Мы видим отдельные детали, темы, фрагменты…Как в комнате, где вспыхивает луч фонарика и сразу гаснет…И нельзя сказать, чтоб они были неважны. Тут у нас и противостояние человека и системы и критика взяточничества и мздоимства, беспощадность закона и много еще что. Все это ценно по отдельности, но вместе-тонет в океане абсурда и бреда и ты чувствуешь себя как Иозеф К, блуждающий по лабиринту коридоров на чердаке, где(внимание!) расположена канцелярия суда. Чувствуешь себя одиноким, потерянным, преданным. При первом прочтении я это не прочувствовал, в третий раз читать уж точно не буду, только пожелаю Иозефу обрести покой и поставлю оценку. 9 из 10.
231K