Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Повести и рассказы

Валерий Брюсов

  • Аватар пользователя
    Аноним15 декабря 2014 г.

    Валерий Брюсов великолепным веером раскладывает коротенькие истории любви. Истории-карты.
    Какую карту хотите? - Тяните. Всё по-честному. Все карты - о любви. Выбирайте. Или нет - какая вас выберет.
    Вот любовь романтическая, красивая, нереально красивая. Но.


    вдруг вижу, на белой колонке, мраморную головку. Сначала обмер, сам не зная почему, всматриваюсь и верить не могу: Нина!
    Это не сходство было, а просто портрет, даже больше – какое-то воссоздание жизни в мраморе.
    Страстно мне хотелось посмотреть на статую еще раз. Я бродил целые вечера около дома, где она стояла, стараясь увидеть мраморную головку, но она была далеко от окон. Я простаивал ночи перед домом.

    И не понять, к кому же все-таки такая любовь, ради которой можно совершить преступление: к реально существовавшей когда-то женщине, забытой уже давно, или к мраморной фигурке...
    (Мраморная головка. Рассказ бродяги)

    Дальше...


    Эта любовь... нет, это тоже любовь. Странная такая. Любовь к предметам: к писчей бумаге с птицами, к ручкам, карандашам.


    Анна Николаевна была убеждена, что все вещи в магазине ее понимают. Когда она перелистывала дести любимой бумаги, ее листы шуршали так приветливо. Когда она целовала голубков на концах ручек, они трепетали своими деревянными крылышками. В тихие зимние дни, когда шел снег за заиндевевшим окном с некрасивыми кругами от ламп, когда за целые часы никто не входил в магазин, она вела длинные беседы со всем, что стояло на полках, что лежало в ящиках и коробках. Она вслушивалась в безмолвную речь и обменивалась улыбками и взглядами со знакомыми предметами.

    Ей вспоминался предвечерний час, когда уже зажгли лампы, вспоминались ее безмолвные беседы с друзьями, чуть слышный хор, звучавший с полок, – и сердце надрывалось oт отчаянья. При мысли, что ей больше никогда, никогда не придется свидеться со своими любимцами, она бросалась ничком на свою маленькую кровать и молила у бога смерти.

    (Бемоль - Из жизни одной из малых сих)

    Это - любовь-ненависть.
    Здесь ничего интересного, никаких странностей.


    Когда она бывала у себя в комнате, я садился в саду под платаном и смотрел на ее задернутое шторой окно. Когда мы оставались наедине, я вымаливал у нее позволения поцеловать ее руку.
    И как я ненавидел Антонину за это рабство!

    И не только за это. Ненавидел ее всю. Готов был задушить - и вовсе не от страсти, нет. Просто ненавидел.
    (Первая любовь. Признание приятеля)

    О! Эта любовь поинтереснее. Она - о нереализованной любви. Слишком страстно, слишком долго добивался герой взаимности.
    Больше ничего не скажу. Финал интереснейший. Вот о нем бы я поговорила, но это спойлер. Для такого коротенького и не очень известного рассказа - преступление.
    (Через пятнадцать лет. Рассказ нашего современника)

    Любовь-наваждение, любовь-воспоминание, любовь-неизвестнось. Кого вообще любит герой? - Он и сам не совсем понимает.
    (За себя или за другую)

    О свободной любви.
    И о добровольном отказе от свободы в отношениях.
    (Только утро любви хорошо. Рассказ бывшего студента)

    Дивная история из жизни женщины. (написанная от имени женщины, что невероятно интересно!)
    И тоже - о свободной любви.
    Любви к себе. И к мужчине (мужчинам)


    Всем я предоставляла свободу любить меня или нет, быть мне верными или покидать меня. Почему же мне не дают такой же свободы, требуют, чтобы я непременно любила такого-то, любила именно так, как ему угодно, и столько времени, сколько ему угодно, т. е. вечно?

    Забавные, кстати, строчки про маленького революционера Володю.
    (Последние страницы из дневника женщины)
    ***
    Коротенькие истории. Изящные, поэтичные. Вместе с тем - ироничные, позволяющие усомниться, есть ли здесь вообще любовь. Скорее - имитация любви.

    21
    563