Рецензия на книгу
Ярмарка тщеславия
Уильям Теккерей
Аноним12 июля 2024 г.Людям бессмертие недоступно, а их порокам — очень даже
Мир — это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение.Вроде бы 19 век, а что с тех пор изменилось в устройстве человеческого общества? Мы также льнём к богатым и успешным, как мотыльки к яркому свету, и стремимся к уровню жизни, близкому к нашим «идеалам». Кто-то добивается этого упорным трудом или удачно выходит замуж или женится, а кто-то — добивается этого любой ценой, какой бы высокой она ни была в рамках морали и земных ценностей.
Читатели могут сколь угодно нарицать Ребекку самой главной «злодейкой» романа, но «хорош собой» здесь каждый второй персонаж. Родон — тем, что воспользовался ситуацией и бросил Ребекку, потерявшую честь и достоинство ради его продвижения по карьерной лестнице. Доббин, при всём своём наличии бесконечных добрых качеств оставляет своего друга Джоза умирать и не стремится помочь в последние годы его жизни, а Эмилия — пользуется Доббином и его чувствами, лелея выдуманный ей идеал возлюбленного, который нисколько не пересекается с реальной действительностью. Джордж тот самый денди, которому всё и все по плечу, но безудержный транжира, игрок и дон жуан при живой и дышащей жене. Есть ли тут положительные персонажи? Как и в жизни, нет, несмотря на очевидные усилия Уильяма очернить «француженку» Ребекку, поляков или «черномазых», и выставить в лучшем свете несчастную англичанку Эмилию, натерпевшуюся горя за свою неуверенность, несостоятельность и созависимость от Джорджа и Джорджи «сполна» или того самого Доббина — образца истинного английского джентльмена, пожертвовавшего своим другом ради тихой и мирной жизни рядом со своей возлюбленной. Лицемерят все без исключения — и Теккерей виртуозно изображает человеческие пороки такими, какие они есть, к сожалению, не всегда удачно скрывая свою расположенность к тем или иным персонажам. Временами это получается так забавно и смешно, что невольно улыбаешься во время чтения или по-настоящему смеёшься. Когда читала главы про уход за тётушкой Кроули хохотала во весь голос, честное слово!
Я не очень люблю классическую литературу, особенно — писать о ней, но «Ярмарка тщеславия» запомнится мне своей неоднозначностью, чьё присутствие в свою очередь я уже просто обожаю в классике. Несмотря на то, что Ребекка очевидно выбрала для себя неправильный путь к достижению цели, нельзя не восхититься её способностями к адаптации, сообразительностью и смекалкой. У неё так много «природных» талантов, которыми хотели бы обладать многие, в том числе и наша крошка-недотрога Эмилия, но применение им она нашла не самое удачное. Или тот же Доббин — мы не можем не проникнуться уважением к его чувствам по отношению к Эмилии и в то же время сомневаться, поступил ли тот правильно, забыв про Джоза и наконец-то начав жить ради себя и своей любимой?
Человек такое сложное существо — мы как те рисунки Стича от Лило с разными пропорциями зла и добра, хорошего и плохого в наших душах. Но это то, что делает нас людьми — наличие эмоций, амбиций и пороков, с которыми каждый из нас имеет дело по-своему.
Чему учит «Ярмарка тщеславия»? Лично меня — тому, что мы не идеалы, не земные ангелы и никто не может со стопроцентной уверенностью заявить, что он — хороший человек. И в то же время мы можем стараться ими быть. Настолько близко, насколько это возможно в наших обстоятельствах и с нашей природой, зачастую нам неподвластной без должного уровня самодисциплины и контроля.
«Ярмарка тщеславия» — событие безвременное и каждый сможет найти здесь свою лазейку для того, чтобы войти. Но я надеюсь, что многим из нас удастся с неё выбраться — и остаться при этом людьми.
847,3K