Рецензия на книгу
Подросток
Фёдор Достоевский
Аноним12 июля 2024 г.Те же образы, имена другие...
Молодой человек, который по нашим меркам уже далеко не подросток, возвращается с чужбины в лоно родственных связей. Возвращается полный восторгов, надежд, планов, идей, максимализма, детских травм и предрассудков. И погружается в пучину чужих страстей, интриг, пороков и проблем. Погружается увлеченно, азартно, придавая себе значимость буквально фатальную. И вот во всем повествовании он носится из дома в дом, от одних знакомых к другим, ведёт бесконечные разговоры, выведывает, выспрашивает, интригует, мечется между сторонами конфликтов, пытаясь занять сторону, меняет свои решения двести раз, неоднократно оказывается бит, попадает в кутузку, становится свидетелем чуть не преступления. Всё это происходит в состоянии высочайшего нервного напряжения, что приводит и к болезни, но выздоровление его снова толкает на ту же дорожку. Одним словом Ф.М. в своём репертуаре. Поймала себя на мысли, что все герои романов Достоевского похожи друг на друга, по сути одни и те же образы, которые лишь меняют имена, перемещаясь из одного произведения в другое. Но было интересно, особенно слушать аудио в прекрасном, эмоциональном, актёрском исполнении Анатолия Фролова (если будет возможность - рекомендую).
Философия Достоевского уже неплохо известна всем, кто читал его романы. Это всегда размышления о религии, о социальных явлениях и внутренних конфликтах человеческого эго. И здесь всё в тех же тонах. Местами меня совершенно выбешивало происходящее. Например, когда Версилов рассказывал про период своей иммиграции. Как он повёз за границу свою "русскую тоску", и какой он весь из себя самый русский из всех русских, и как он гордится собственным дворянством (на секундочку напомним о том, что он главами ранее говорил, что его отец женился на дворовой девушке, то есть по сути он дворянин только наполовину, если уж так говорить). Но это вот всё, вся эта напыщенность, весь пафос, всё это заламывание рук - это просто тошнотворно всё было. Я очень скептически отношусь к страданиям иммигрантов. А тут я прям будто услышала истинное их отношение к своему отъезду, как и чем они его мотивируют самим себе в моменте, а не тогда, когда уже начинают скулить в образе ностальгии, стряхнув первоначальный пафос.
А ещё я заметила такую характерную особенность в классической литературе. Каждый человек с внутренним конфликтом противоречий, с конфликтом собственного Я, воспринимается как лицо благородное, одухотворённое, возвышенное, интеллектуальное... а не просто как человек, который нуждается в помощи психолога. Это просто удивительно. Какая-то подмена понятий. Как можно придавать такое большое значение обычному заболеванию? В наше время к этому относятся именно так. Если человек не принимает себя и находится в конфликте с самим собой - это повод поработать над этой ситуацией, а не повод восхищаться человеком, мол "он такой весь необыкновенный по сравнению с другими людьми, смотрите-ка, покончил с собой! Не нам чета, простым, как хозяйственное мыло!" Это я про Крафта, если вы поняли.
Вот этим-то романом я и завершаю чтение всей линейки крупных произведений Ф.М., с чем себя поздравляю. Осталась серия его рассказов на десерт и гештальт будет закрыт уже на все 100%.856,6K