Рецензия на книгу
Многорукий бог далайна
Святослав Логинов
Аноним11 июля 2024 г.Кусок монгольской мифологии
Это было очень необычное чтение, необычное и интересное. Подобную необычность я как-то редко встречала, обычно жанр все же придерживается некоторых всем известных канонов. Тут же ну совсем что-то по-ту-стороннее (и с монгольским привкусом).
Жил-был один парнишка Шооран дюжины лет, и жил он в одном из "мокрых" квадратов. Его мать была "сушильщица" некоей взрывоопасной травы, а отец был хороший человек, но давно умер. Мать замуж повторно так и не пошла, хотя звали, и звали хм люди очень влиятельные, с хороших квадратов, но с гнильцой.
В этом мире далайна (по-монгольски это океан) суша делится на квадраты (оройхоны). На сухих квадратах жить хорошо, влага и гниль не захлестывает, на мокрых - плохо, да еще и опасно. Ведь в толще далайна живет многорукий бог этого мира Ероол-Гуй (внешне я представляла его как гигантского осьминога), а на сушу он может выбраться только в мокром квадрате. И уж если ты во время прогулки встретил Его на мокром квадрате, то ну все, пока, чувак.
В этом же мире далайна живет "илбэч" (по-монгольски это колдун), который как в известной передаче, может остаться только один. Два илбэча в этом мире не может быть (по-программистски это связь один-к-одному). Илбэч ходит и "строит" новые квадраты суши, ну точь-в-точь как в компьютерных играх, осушает далайн. Еще по правилам илбыч жив только пока, никто не догадался, что вот собственно он илбэч. А если догадался, то все, кидайся илбэч в далайн, твое время вышло.
Ну, собственно Шооран - илбэч. Строит оройхоны, потому что не может не строить, "воюет" с далайном. И с каждым новым оройхоном у него прибавляется проблем: во-первых, кто-то может его распознать, что вот этот чувак был тут вчера, а сегодня тут новая земля, и тогда только в далайн. Во-вторых, он не может завести близкие отношения с женщиной, хотя и хочется, ведь долго от жены такое не спрячешь (ну, как сказать, как сказать, некоторые и не такое умудряются скрывать). В-третьих, правители "стран" (ну, такие условные объединения оройхонов) вовсе не рады новым землям, потому что с одной стороны новая земля - это, конечно, хорошо, а с другой на эти новые земли - приграничные с твоей - все время идут какие-то новые люди, не всегда мирные, и с ними нужно воевать или интегрировать их в твой строй или что-то еще с ними делать, короче, куча проблем. Так что правители сего странного мира ставят засады и ловушки, лишь бы илбэча изловить и не кинуть в далайн, нет, а заставить строить квадраты только там, где покажут, а не где вздумается.
Но у Шоорана свой план, свой программа, он путешествует по оройхонам туда и сюда, сюда и туда, ведь весь этот мир можно обойти за несколько недель. Вместе с ним мы посмотрим на несколько общественных устройств, и особенно посмотрим на "общественную" страну, где вся земля общая, весь урожай распределяется "по талонам" и тд, и никто не хочет работать. Короче, автор хорошо проехался по коммунизму/социализму, прям показательно. Социалочка.
Автор реализует, конечно, план Шоорана, и выйдет из этого финальный твист, который я почему-то ожидала. И потому он меня как-то не порадовал. Всю книгу мне было довольно интересно: и наблюдать за социалкой, и следить за личной историей и эволюцией Шоорана, но вот финал меня почему-то разозлил. Да, закольцованно, да, с неким философским смыслом об инь и ян, едином круге жизни, о добре и зле суть одно, о признании себя творцом, если не демиургом. О нашем мире. Но мне почему-то хотелось другого.
52650