Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Полное собрание сочинений. Том 16. Морской волк

Джек Лондон

  • Аватар пользователя
    Miminika14 декабря 2014 г.

    В 1904 году Джек Лондон написал приключенческий роман «Морской волк». Если бы в нем описывались одни лишь приключения, вряд ли он стал бы таким популярным. Глубокий психологизм и достоверность – вот секреты его успеха.

    В романе рассказывается о джентльмене Хэмфри Ван-Вейдене, который попадает на промысловую шхуну «Призрак». Капитан судна, социопат Волк Ларсен берет мистера Ван-Вейдена в рабство, обещая «научить его крепко стоять на ногах». Обещание, кстати, он выполняет, но какой ценой…

    В этой рецензии я попробую осмыслить психологию отношений главных героев.

    Острожоно! Спойлеры.

    К середине романа я в полной мере почувствовала над собой безраздельную власть Волка Ларсена. Его извращенный взгляд на жизнь, примитивное мировоззрение, насилие как способ воспитания и развлечения – все это стало для меня обыденным, даже нормальным! Приходилось прикладывать усилие, чтобы напомнить себе об истинных ценностях: любви, милосердии, доверии. В этом огромная заслуга автора, который последовательно и настойчиво погружает читателя в страшный мир Волка Ларсена, показывая его глазами случайного свидетеля, человека из другого мира – Хэмфри Ван-Вейдена.

    Однако мистер Ван-Вейден совсем не случайно оказывается на шхуне «Призрак». Вся предыдущая его жизнь – такая же фантазия, как и жизнь Волка Ларсена. Один отгородился от людей книгами, другой – жестокостью. Они должны были встретиться, чтобы «вытолкнуть» друг друга из своих фантазий в реальную жизнь, научить действительно важным вещам. И Хэмфри усердно учится, причем не столько управлять шхуной или считать шкуры тюленей, сколько быть стойким, сильным, сохранять свои ценности и даже любить! Его сила еще и в способности принять ситуацию такой, какая она есть: он не мучает свою душу размышлениями о несправедливости того, что с ним случилось; не терзается вопросами «За что мне это?», «Почему я?». Он не ноет, а действует: где надо подстраивается под новые условия, где возможно меняет их под себя. В общем, учится крепко стоять на ногах, как и обещал ему капитан.

    Чему же учится Волк Ларсен? На мой взгляд, ничему. В его жизнь один за другим входят люди, способные помочь ему вырасти, осознать, что настоящий мир совсем не такой, каким он хочет его видеть. Он же обесценивает этих людей, их чувства и поступки. Искренний в своей ярости Лич для него – игрушка, несгибаемый Джонатан – угроза, идеалист Хэмфри – каприз, мужественная Мод Брустер – пародия на любовь. Истина скрыта от Волка Ларсена. Даже книги философов не помогают ему преодолеть внутренние ограничения. «Я сделал ошибку, когда впервые открыл книгу», – эти слова в полной мере передают его внутренний конфликт. Он думал: если прочтет умные книги, сможет преодолеть ограничения, наложенные на него с рождения, вырваться из мира душевной нищеты и безнадежности, стать деревом, а не «семенем без корней». Оказалось, что для этого мало уметь читать, необходимо еще то самое «душевное мужество», о котором говорила мисс Брустер, и которым Волк Ларсен никогда не обладал.

    Конфликт главных героев – это также противостояние материализма и идеализма, веры и неверия, но, в первую очередь, все-таки разрушения и созидания.

    Джек Лондон не оставляет читателю места для полета фантазии, когда дело доходит до последствий поступков главных героев. Каждый получает по заслугам: мистер Ван-Вейден обретает любовь и сохраняет жизнь, а Волк Ларсен – заболевает и умирает. Причина его смерти (опухоль головного мозга) очень символична: она указывает и на внутренний дисбаланс, когда интеллект полностью вытесняет чувства; и на то, что капитан слишком много на себя взял, когда решил, что сможет стать умнее, прочитав несколько книг, но грубо переврав их смысл и идеи.

    Меня удивило, что многие не понимают значения в романе персонажа Мод Брустер. Женщина, поэтесса, она – воплощение чувственности, последний шанс Волка Ларсена увидеть другую сторону жизни, испытать глубокие чувства. Она же – награда мистера Ван-Вейдена и стимул к его дальнейшему росту. На символическом уровне мисс Брустер – воплощение любви, ворвавшейся в замкнутый мир страданий и жестокости, чтобы дать надежду тем, кого еще можно спасти. Автор понимает и делится с читателем этой мыслью – сила, на самом деле, не в мышцах, а в умении любить. Именно любовь смогла осветить мир Волка Ларсена, показать его уродливость, и справилась с этим настолько хорошо, что капитан ослеп!

    Дочитать книгу с момента побега Хэмфри и Мод с «Призрака», признаюсь честно, было трудно. Сделала это на чистом упрямстве. Только спустя несколько дней до меня дошел смысл того, зачем автор потратил так много слов на вещи, казалось бы, не важные и даже скучные. В этом также кроется глубокий символизм: большую часть текста читатель наблюдает за миром разрушения, в конце же автор предлагает ему посмотреть и на мир созидания. К стыду своему хочу отметить, что история человека, в одиночку починившего корабль без каких-либо знаний и навыков, опираясь лишь на свою любовь к хрупкой, но мужественной женщине, вызвала у меня не так много эмоций, как история человека, не знавшего любви, который разрушил множество жизней, включая свою.

    7
    115