Рецензия на книгу
Условно пригодные
Питер Хёг
Аноним13 декабря 2014 г.Питер Хёг умеет задавать вопрос. Какие угодно - риторические, явные, скрытые, вообще не предусмотренные сюжетом, но возникающие в ответ на отдельные его повороты. И это очень круто, потому что когда перед тобой появляется знак вопроса, ты начинаешь размышлять, сопоставлять, искать - ты больше не сторонний наблюдатель, ты вовлечён в процесс. И вне зависимости от того, насколько твой ответ совпадает или не совпадает с авторским, книга оставляет свой отпечаток, а это в конечном счёте самое важное.
Вообще, даже сами выбранные темы, независимо от формы, сюжета, героев, не могут оставить равнодушными. Хотя несмотря на явный акцент на теме времени, для меня на первый план вышла скользкая проблема нормальности/ненормальности и логичное её продолжение - а судьи кто?.. Главный герой (=автор) стоит на грани - он "условно пригодный" к жизни в обществе. Одно неловкое движение - и он снова окажется на обочине праздника. Хотя какой там праздник... Условия интернатов для сложных сирот - отсутствие отопления, головой в унитаз, сексуальные домогательства - не могут, конечно, не приводить в ужас, особенно когда речь идёт о Скандинавии, которую любят ставить в пример в вопросах социальной защищённости, но к тому, что в таких местах должно быть плохо, ты как-то морально готов. Никто никому ничего не должен, всем плевать на всех - а не наивно ли вообще ждать человечного к себе отношения?.. Что удивляет гораздо сильнее, так это элитная школа, больше напоминающая сплав концлагеря и казармы. День расписан поминутно. Общение между учениками запрещено, зато не запрещены телесные наказания. Каких членов общества они надеются взрастить в таких условиях? О какой нормальности и пригодности к жизни в обществе может идти речь, если процесс социализации отсутствует от слова "вообще"? Поэтому ужас вызывает не эксперимент, в котором дети и подростки выступают подопытными кроликами, а сам факт существования подобного учебного заведения, в которое ещё и считается за честь попасть. Подозреваю, что вопрос о том, насколько реальна такая школа, у читателя не должен был возникнуть, тем более, что книга автобиографична, но тем не менее.
Да, это тот самый Хёг, которого я знаю по "Смилле...". Он одинаково увлекательно пишет об оттенках снега и ответственности подростка за тех, кто рядом; он мастерски выстраивает повествование, сгущая тучи и нагнетая напряжения; он отлично вписывает морозные северные пейзажи и северные же меланхолию и социопатию в канву сюжета. Жаль, что эффект от напряжённой полудетективной истории трёх подростков против системы оказался смазанным заключительными рассуждениями о времени - они показались мне надуманными и слишком размытыми.
31282