Рецензия на книгу
Имя розы
Умберто Эко
El88112 декабря 2014 г.Бытует такое мнение, что хорошая картина хороша вне пояснений, описаний, критики и исторического контекста. Истинное искусство (что бы под этим не подразумевалось) самодостаточно etc. Бытует мнение, что это мнение профанов.
Я согласна, и нет. Это со мной часто бывает. Суть в том, что не являясь ни любителем истории, ни знатоком философии, ни поклонницей Аристотеля или Бэкона в частности, я не возьмусь сказать, что охватила Имя розы во всём множестве красивых завитушек, любовно выгравированных автором. Это, так сказать, требует дообразования. В области медиевистики, например, которая мне не слишком-то интересна, истории философии, которая не дастся так уж сразу, религии, от которой я далека...
А с первого взгляда - с первого профанского взгляда - обаятельнейшая картина, полная апокалиптических знамений, философствующих монахов, вильгельмовой иронии и фанатичной веры во всякое такое разное, и, наверное, этим-то меня роман и подкупил.
Идёт ли речь о том, как часто Иисус менял тунику, или, кто из еретиков достоин костра, и какова природа смеха, Эко равно достоверен и основателен в аргументации. Так что хочется нагло встрять в дискуссию или выписать парочку доводов. И наблюдать вместе с Адсоном.
Я слушал их и с содроганием видел, что эти люди в эти минуты, сойдясь для смертельной схватки, поочередно восхищаются друг другом, как если бы оба трудились единственно, чтобы заслужить одобрение другого. Меня пронзила мысль, что все искусство, употребленное Беренгаром для совращения Адельма, и все те простые, естественные движения, которыми давешняя девица возбуждала мое желание и страсть, — ничто по сравнению с безумным мастерством, с чудовищным арсеналом очарования, пущенным в ход на моих глазах этими двумя, стремившимися соблазнить друг друга.Мне представляется, как Умберто Эко, по ниточкам собирая свой то ли детектив, то ли притчу, с безумным мастерством оттачивает и дополняет собственный арсенал очарования, чтобы затем пустить его в ход. Вышло дивно угрожающе.
P.S. Как человека, сдающего логику предикатов, весьма умилили пробы Адсона в силлогизмах.
649