Рецензия на книгу
Сон Бруно
Айрис Мёрдок
Аноним7 июля 2024 г.Узор из любовных треугольников, ромбов и прочих геометрических фигур
Бруно стар и немощен. Дряхлый старик, доживающий свои дни в окружении любимых книг о пауках, коллекции редких марок и бездны воспоминаний. День за днем, ночь за ночью перед глазами встают картины прошлого. Джейни, Морин, шляпная заколка. Дочь, сын, зять. У Бруно так мало времени, ему так важно все объяснить, рассказать, ему важно оправдаться. Хоть кто-то должен выслушать его. Хоть кому-то он должен все рассказать.
Денби располневший вдовец пятидесяти шести лет. Делец, буржуа, мещанин, управляющий издательством, недалекий и поверхностный. Денби вполне счастлив. У него есть симпатичная любовница, хорошая работа и размеренная жизнь, но потом, всё встает с ног на голову. «Среди ночи воссияло солнце, мир стал красочным, призрак обрел плоть. Он просто забыл, что так бывает. Может, и снова забудет». Денби влюбился. Но стоит ли оно того? Потерять покой, разбить свое сердце в дребезги, обрести надежду и потерять её. Ради чего? Есть ли в этом хоть какой-то смысл?
Майлз в глубине души поэт. Ну на самом деле, не поэт. У него самая обычная должность, он чиновник со строгим расписанием, у него уютный удобный дом, сад, кабинет, книги, вазы со свежими цветами и вкусный ужин каждый вечер. У него есть жена, преданная и любящая, у него есть невестка, умная и начитанная, у него есть память о давно погибшей любви, женщине, которой он посвящает свои стихи, и рана от смерти которой никогда не заживет в его сердце. У него вроде бы все хорошо. Только вот мир однажды перевернулся. «Слишком неожиданным было все, что произошло в последнее время. Жизнь сложна, она еще способна удивлять его. Майлз чувствовал, будто мир как бы вывернулся наизнанку». Майлзу предстоит понять, как жить дальше…
Три главных мужских персонажа. Три главных женских. Два второстепенных, из которых один, кто бы мог подумать, считает себя богом. Маленькая старушка, которая внезапно на старости лет заговорила по-русски. Темза, которая однажды выйдет из берегов. Фотоаппарат, который вдребезги швырнут о мостовую. Незапечатанный конверт с письмом о любви. Треугольная марка. Бело-розовый плащ…
Роман Айрис Мёрдок, философа, умнейшей женщины своего времени, человека с такими глубокими суждениями о жизни и смерти, о вере и религии (прочтите любое интервью или эссе) «Сон Бруно» при всем при том… о любви. Сентиментальная комедия положений с узором из любовных треугольников, ромбов и прочих геометрических фигур. История-калейдоскоп, в которой раз за разом звучит заглавное «любовь – самое главное в этой жизни».
Если бы я не знала кто автор этой книги, я увидела бы только это – внешнее. Почти водевильную историю, немыслимую комбинацию любви и влюбленности. Но ведь я знаю кто такая Айрис Мёрдок. А потому слушаю ее внимательно, читаю между строк, вчитываюсь в монологи, в разговоры о душе и боге, о скорби, судьбе, фатальности, безответной любви и поисках смысла. Ну конечно, я не в состоянии понять до конца замысел писательницы и все аллюзии, но это так круто, так интересно – знать, что перед тобой не просто цветная картинка, а нечто более сложное и глубокомысленное. На сколько хватит читателя, насколько он способен погрузиться в эти смыслы и сколь много унесет с собой?
На самом деле, странное чтение. Простой, легкий язык. Серьезные темы и легкомысленные поступки. Очевидно, что книга с успехом понравится как пессимистично настроенному читателю, который верит, что жизнь тлен, так и жизнерадостному, тому, кто ищет в книгах хэппи энд. Потому что здесь есть всё. И мрачное, и светлое. И простое, и сложное. И наверное, из-за сочетания этих несовместимых ингредиентов я теперь не знаю, какое произведение Айрис Мёрдок будет у меня любимым)) «Дикая роза», «Алое и зеленое», «Дитя слова», «Ученик философа» или «Сон Бруно».
Люблю
475K