Рецензия на книгу
Метро 2033 (аудиокнига MP3)
Дмитрий Глуховский
Primus_riparatore6 июля 2024 г.МЕНЯ ЗАСТАВИЛИ ЭТО ЧИТАТЬ
Порой я бываю очень вредной. Заранее ворочу нос от тех вещей, которые даже не пробовала. Например, вселенную Метро мне активно советовали прочитать давно, но я была убеждена, что мрачный постапокалиптический мир Глуховского – это не мой сорт травы. К тому же, из-за одноименной серии игр «Метро 2033» в моем представлении было грубоватым боевичком, рассчитанным на мужскую аудиторию. Но вот однажды, после очередного рассказа о прелестях романов Дмитрия Глуховского, я поддалась на провокацию и случайно купила сразу две книги серии. Деньги уплочены, пришлось читать.
А теперь я могу пародировать Торина Дубощита из «Хоббита». Ведь я еще никогда так не ошибалась! Хотя такие неоправданные ожидания очень приятны, потому что от «Метро 2033» я получила такое большое удовольствие, на которое совсем не надеялась.
«Человек всегда умел убивать лучше, чем любое другое живое существо.»Я не могу сказать, что роман Глуховского обладает какими-то особенными литературными достоинствами, социальной значимостью или новаторским сюжетом. Однако я прекрасно понимаю, в чем причина его культовости и любви целого поколения. Первое, что цепляет в Метро – атмосферность мира метрополитена, где укрылись выжившие после ядерной войны, образовав целые кланы и мини-государства. Книга начинается с баек и легенд об исчезнувших станциях и неведомых монстрах, которые рассказывают герои, сидя у костра в дозоре. Ты слушаешь эти истории вместе с ними, с первых страниц погружаясь в их страхи и сомнения, надежды и мечты. Начитавшись книги в темноте, просыпаешься потом по ночам, ощущая давно забытое с детства чувство липкого ужаса, внезапно охватившее тебя между сном и бодрствованием. А под конец понимаешь, что «Метро 2033» – это лоскутное одеяло, состоящее из тех самых страшилок и мрачных фантазий еще совсем молодого писателя. В этом, пожалуй, и заключается особое очарование романа.
«Сколько человек будет жить, всегда будет мнить себя силой света, а врагов считать тьмой. И думать так будут по обе стороны фронта.»В «Метро 2033», несмотря на линейный путь главного героя из точки А в точку Б, очень много промежуточных мини-историй, которые читаются как самостоятельные рассказы. В своих странствиях Артем постоянно встречает различные политические группировки и религиозные секты, знакомится с необычными людьми, посещает места, населенные мутировавшими существами. Благодаря таким сюжетным ответвлениям, книга работает на достаточно широкую аудиторию, ведь каждый читатель может найти историю себе по вкусу. Неудивительно, что вселенная Метро разрослась большим количеством фанатской литературы и компьютерными играми. Мир, созданный Глуховским – благодатная почва для развития и творчества других авторов.
«Один патрон — одна смерть. Чья-то отнятая жизнь. Сто грамм чая — пять человеческих жизней. Батон колбасы? Пожалуйста, совсем недорого, всего пятнадцать жизней. Качественная кожаная куртка, сегодня скидка, вместо трехсот — только двести пятьдесят — вы экономите пятьдесят чужих жизней. Ежедневный оборот этого рынка, пожалуй, равнялся всему оставшемуся населению метро.»«Метро 2033» порадовало меня выразительными, запоминающимися персонажами. При этом, если Артем похож на обычного среднестатистического парня, с которым легко может ассоциировать себя читатель, то второстепенные герои отличаются особой фееричностью. Появившиеся всего лишь в паре глав Бурбон и Хан были настолько эффектными и живыми, что просто не могли не оставить глубокий след в моей памяти.
«Любая вера служила человеку только посохом, который поддерживал, не давая оступиться и помогая подняться на ноги, если люди всё же спотыкались и падали. Когда Артём был маленьким, его рассмешила история отчима про то, как обезьяна взяла палку в руки и стала человеком. С тех пор, видно, смышлёная макака уже не выпускала этой палки из рук, из-за чего так и не распрямилась до конца.»Не оправдались мои негативные ожидания и на счёт сухого боевика. В романе Глуховского было больше интересных философских рассуждений и занимательных диалогов, чем экшен сцен. Некоторые из них так трогали за душу, что хотелось перечитывать понравившиеся фрагменты текста несколько раз и делать перерывы на размышления. Такому эффекту способствовал и хороший слог автора, особенно для дебютного романа.
«Жизнь приговоренного к смерти, которого казнят через год и он знает об этом, жизнь смертельно больного, которому врачи сказали, сколько ему осталось, отличаются от жизни обычного человека только одним: первые точно или приблизительно знают, когда умрут, обычный же человек пребывает в неведении, и поэтому ему кажется, что он может жить вечно, хотя не исключено, что на следующий день он погибнет в катастрофе. Страшна не сама смерть. Страшно ее ожидание.»Стоит отметить, что в моей версии «Метро 2033» в качестве эпилога был включен ранее самостоятельный рассказ «Евангелие от Артема». Такое издательское решение я считаю очень удачным. Ведь эпилог, признаться честно, произвел на меня более сильное впечатление, чем весь роман. Лаконичное в объеме, но огромное по смыслу и эмоциональной напряженности, «Евангелие от Артема» стало идеальным завершением страшной сказки Дмитрия Глуховского.
«Тот, у кого хватит храбрости и терпения всю жизнь вглядываться во мрак, первым увидит в нем проблеск света.»3589