Рецензия на книгу
Золотой храм
Юкио Мисима
Аноним5 июля 2024 г.Мой рейтинг 8/10
У главного героя романа послушника Мидзогути было непростое детство. Дома его гнобили родители. На улице - сверстники, ведь он - заика. Сначала на своём жизненном пути он встречает доброго друга Цурукаву, а потом злого калеку Касиваги. Добро или зло? Какая часть его внутреннего «я» победит?
Мидзогути мне напомнил Синклера из «Демиана» Гессе, который тоже метался между добром и злом.
Что лучше: творить зло или быть жертвой? Здесь главный герой пошёл дальше: творит зло и оправдывается тем, что он сам жертва.
Но кроме антитезы добра и зла, ещё здесь красота противопоставляется уродству, как у Зюскинда в «Парфюмере». Себя Мидзогути считает некрасивым, а с детства влюбляется в прекраснейший храм, на котором в итоге зацикливается так, что тот мешает ему жить.
Мидзогути хочет обладать храмом будто женщиной и страдает от своего желания. А что на этот счёт говорит буддизм? Чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от желаний. И у Мидзогути появляется идея, о которой (спойлер) написано в аннотации. Кстати, реальный случай.
«Встретишь Будду - убей Будду, встретишь патриарха - убей патриарха, встретишь святого - убей святого, встретишь отца и мать - убей отца и мать, встретишь родича - убей и родича. Лишь так достигнешь ты просветления и избавления от бренности бытия»
Так совпало, что сейчас я перечитываю «ПиН» Достоевского и невольно сравниваю с «Золотым храмом». В обеих книгах авторы описывают, что происходит в голове у затравленного, неуверенного в себе человека червяка, и как может он дойти до того, до чего доходит, как влияет на преступление среда и внутренняя философия героев.
Это одно из самых странных произведений, которые я читала за последнее время. Один только чай с молоком чего стоит. Но здесь достаточно пищи для размышлений, чтобы сказать, что это сильный роман.
4181