Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тайные виды на гору Фудзи

Виктор Пелевин

  • Аватар пользователя
    Аноним1 июля 2024 г.

    Тайные виды подсознания.

    Пелевин входит в плеяду авторов большой литературы, за творчеством которого литературная общественность и критики следят особо, а выход каждой книги становится, ещё до её попадания в руки, и первого прочтения, событием года. Моё знакомство с Пелевиным состоялось только сейчас, и то, благодаря «совместным чтениям». Знакомство стало неудачным, а его роман — «худшее прочитанное года». Да, знаю, что по одному произведению судить о творчестве автора нельзя, и знаю, что его раннее творчество разительно отличается от сегодняшнего, но... Желание брать его следующие книги нет. (Но, никогда не говори никогда.)

    Одна из главных составляющих романа «Тайные виды на гору Фудзи» — описание Пелевиным своего понимания состояния медитации, причём это понимание носит слишком личностный характер (в плохом смысле слова). А когда ты знаешь об этом состоянии не понаслышке (изнутри), то описание это, уж простите, становится глупым и мелким. Язык автора, который описывает очень глубокие и личностные ощущения о состоянии медитативного счастья — плоский, ощущение, что его аудитория — «одноклеточные». Вероятно, автор, быть может, и пытается достичь то, о чём заявляет в романе, но сам ещё «в пути», и придёт к цели очень не скоро. Его сложно понять. Он плохо изъясняется, а местами примитивно. Это какие-то «первые шаги» в попытке рассказать о высших смыслах бытия. Подобные состояния вообще очень сложно «переложить» на слова, на текст, на фразы и предложения… Но ведь автор имеет вес и известность в мире отечественной литературы. Но, как я понял, этот материал ему не под силу.

    Фраза, вероятно, приведённая из книг буддизма: «Будущее неясно, а смерть неизбежна», — подаётся здесь в пессимистичном и даже негативном ключе. Но ведь с этим убеждением можно заниматься духовным ростом, продолжать верить в свет и добро. А если вспомнить, что мы говорим не о различных убеждениях, а о книге, то если художественное произведение не направлено на созидание, то зачем оно? Это произведение созидание притупляет и уничтожает, говоря читателю, что «Будущее неясно, а смерть неизбежна»: можете не париться искать, верить, любить и радоваться — всё тлен.

    Человеку свойственно ошибаться, и любой ищущий тоже может ошибаться — идти не туда. В этом романе Пелевин тот самый путник, который ушёл не туда, и далеко ушёл. Его поиски, его розыск ответов на вопросы вечности, которые уже хорошо, что возникают, загнали его не туда, и сказать ему об этом некому. Он ищет, но не там, он пытается, но не так. И в его случае эти ошибки они губительны для него в катастрофическом масштабе. С осознанием и верой в то, что «Всё в нашей жизни ложь, и мы тоже», — хочется спросить автора, а зачем тогда написана книга, ведь она — ложь, а зачем он занимается написанием своих книг в целом и общем, ведь впереди — неизбежный конец... Автор — запутан, художник — в ошибках, и помочь ему некому.

    Далеко не всегда нужно разжёвывать и разъяснять. Есть темы, которые этого совсем не предполагают, иначе — провал, что и случилось для меня в этой книге. Вспомним Тарковского, который создавал произведение ничего не объясняя и не разъясняя, даже самим актёрам, которые не понимали, которые подходили к нему и спрашивали, но он просил: «Просто встань вот так, и сделай вот это». И сегодня мы смотрим эти «зашифрованные» фильмы, а коды к ним каждый имеет в себе — никого и ни о чём спрашивать не надо.

    Одно можно сказать точно и наверняка: если к Вам пришла эта книга «сама» — берите и читайте. Книгазнаки — существуют! В случае с информацией, которая там заложена, она вполне может быть Вам нужна, необходима и может быть даже полезна. Как говорится, если книга написана, значит она кому-нибудь нужна.

    12
    1,6K