Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 1. Будденброки. История гибели одного семейства
Томас Манн
vetathebooksurfer29 июня 2024 г.чем они виноваты?
В славном «вольном городе» Любеке, расположенный меж земель разъединенной Германии, семья Будденброк покупает роскошный особняк. Семья пользуется уважением, поскольку патриарх семейства, Иоганн Будденброк, нажил капитал поставками зерна прусской армии. Статус «вольного города» предполагает и значительную экономическую автономию, и располагает коммерсантов — людей, которые ничего не создают — к осознанию собственной исключительности.
Первые две трети романа мы следим за стандартной историей семьи из высшего общества: были основная и побочная ветвь от двух разных браков, были и сыновья, отстранённые от завещания, есть тот, кто женился правильно, а также четверо детей разных способностей.
И на протяжении всего романа я недоумевала: за что несчастья свалились именно на Будденброков? Чем они провинились? Что подменяют умение «быть» желанием «казаться»?
Надо сказать, что роман частично автобиографичный: беззаботное детство Томаса Манна в прекрасном особняке заканчивается с кончиной отца, семейное дело продано, престиж утрачен, значительно позже две сестры покончат с собой.
Семья Будденброк испытывает на себе волнения внешнего мира: например, Антония Будденброк, средняя дочь из четвертого поколения по основной ветви, неожиданно влюбляется в сочувствующего Весне народов 1840-х, в разговорах на бирже постоянно упоминаются внутренние войны 1860-х между Австрией, Пруссией, Данией, Францией, где тоже началась революция и индустриализация.
Будденброки включены в общественную жизнь города, добиваются для Томаса (старшего сына из четвертого поколения) места консула и сенатора. Но чем дальше читаешь, тем больше осознаешь их бессилие: родители Антонии дали дважды себя надуть, Томас всеми благами намерениями все дальше отталкивает от себя сына. Чем больше сил они прикладывают, тем быстрее рушится былое величие. И остается одна кожаная тетрадь с записями актов гражданского состояния.
Фирменные философские рассуждения Манна, приправленные немецкой музыкой, ощущение несчастья, преследующий злой рок - все это остается на последнюю треть романа, когда фокус повествования смещается на болезненного Ганно, сына Томаса и Герды. Томас Будденброк отчаянно пытается вылепить из мальчика бюргера, предпринимателя, хотя и сам далеко ушел от образа приземленного Иоганна Будднброка-патриарха.
Но вопрос остается: чем они виноваты? Разве плохо поддерживать престиж семьи? Разве они убили кого-то, заточили в сумасшедший дом ради собственной выгоды? Разве не раздавали наследство почти всем претендентам или демонстрировали изрядную тупость, злость или скупость? Определенно, я не заметила за Будденброками ни одного масштабного греха, кроме мелкой зависти.
После «Очерка моей жизни», роман оставляет впечатление «Эх! Видать, не судьба». Ты наблюдаешь от первого лица за гибелью, иной раз, жуткой и мучительной, хотя начало и не предвещало ничего подобного. Ты ничего не можешь сделать. И персонажи ничего не могут сделать в большинстве случаев, так действительно сложились обстоятельства. Такова жизнь, но меня этот аргумент никак не утешает.
3124