Рецензия на книгу
Childe Harold's Pilgrimage
George Gordon Byron
Аноним29 июня 2024 г.Романтические поиски приключений или дебри Байрона для нынешних школьников.
Боже упаси ведь посягнуть на признанную во всём мире классику. Боже упаси высказать мнение, противоречащее устоявшимся канонам. А как быть девятиклассникам, которые обязаны "пройти" эту знаковую для мировой литературы поэму? Вспомните себя в этом возрасте. Ну, вспомнили? Могли вы похвастаться тогда широтой знаний и устоявшимся личным мнением? Способны ли вы были вступать в полемику с учителем, не опасаясь двойки? То-то! Сейчас же, когда ЕГЭ маячит уже с 9 класса и все усилия сосредоточены на подготовке к этому рубикону, вряд ли можно такое даже предположить.
Но я давно уж вышел из школьного возраста, а потому могу свободно высказать мнение, не опасаясь ничего. Поскольку о самой поэме уже тома написаны, и я вряд ли смогу что-либо существенное добавить в литературоведение, то выбираю снова место ЗА ПАРТОЙ. Я вновь попробую представить урок литературы в современной школе. 9 класс.Учитель. Поэма Байрона "Паломничество Чайльд Гарольда" есть в списке тем для ЕГЭ. Нужно было прочитать, дать характеристику главному герою и роль произведения в мировой литературе. Кто читал?
Ученики. Молча поднимают руки все.
Учитель. Хорошо. Кто хочет к доске?
Ученики. Гробовая тишина.
Учитель. Ладно. Начнём с простого. Сколько лет было герою и для чего он предпринял путешествие по Европе? Вовочка, начинай, а остальные будут дополнять.
Вовочка. Марьванна, да он ведь молодой пацан - то был, 20 ему ещё не стукнуло, наверно, в армии ведь не был. А был богатым , денежки водились, вот от безделья и пошёл искать на то самое место себе приключений. Но, что-то, Марьванна, я там больно и не нашёл, где бы он дрался с другими. Всё ездил, думал и много всякого непонятного думал. А что думать-то? Скучно - вон во двор вечером к пацанам и нечего за моря денежки катать.
Учитель. Так, неплохо для тебя, хоть буквы вспомнил, какие не забыл ещё. Кто дополнит?
Танечка. Герой Байрона предпринимает попытку убежать от самого себя. Он не видит смысла жизни и решает найти его в путешествиях по странам Европы, которое заканчивается в Греции. Сам же поэт также закончил свой жизненный путь в этой стране, потому можно сравнить Байрона и героя поэмы, хотя это и не будет полным совпадением, но свои внутренние черты характера, наверное, поэт герою передал. Стремление с познанию мира, к свободе и равенству и есть стержень поэмы, которая стала очень популярна и даже возникло литературное течение Байронизм, которое и в России было...
Учитель. Отлично, достаточно, садись, пять. Так кто же Чайльд Гарольд? какие черты его вы в поэме увидели?
Класс с места по очереди.
Да он вообще нелюдимым был и друзей- то вряд ли. Вот как в поэме:
Когда смятенье душу омрачало,
В часы раздумий, в дни сердечных бед
Презреньем он встречал сочувственный совет.Он ведь женатым был, но изменял жене:
Он совести не знал укоров строгих
И слепо шёл дорогою страстей.
Любил одну — прельщал любовью многих,
Любил — и не назвал её своей.Он даже матери своей, да и сестре ничего не сказал. А ведь тогда, не то, что в наше время - всё это долго и вообще в неизвестные ему края. Вот как у Байрона:
У Чайльда мать была, но наш герой,
Собравшись бурной ввериться стихии,
Ни с ней не попрощался, ни с сестрой —
Единственной подругой в дни былые.
Ни близкие не знали, ни родные,
Что едет он.Вовочка. Марьванна, чо тут долго базарить. С ним наши пацаны вообще бы не дружили, да и по фейсу точно б схлопотал. Хоть и женатый, но человеком был он мутным. Я бы с ним в соседний район точно не пошёл. Он бы первым дёру дал, как кипишь начался.
Учитель. Ну, ладно, Вова, не кипятись. Все мы несовершенны. А вот вопросы задам я теперь вам посложнее. МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ ЧАЙЛЬД-ГАРОЛЬДА ГЕРОЕМ? МОЖНО ЛИ ЕМУ ПОДРАЖАТЬ? И ПОЧЕМУ ОН ТАК ПОПУЛЯРЕН СТАЛ?На этом я позволю себе прервать вымышленный урок и оставить эти серьёзные вопросы учителя без детских ответов.
А ВЫ КАК ОТВЕТИТЕ НА ЭТИ ВОПРОСЫ?
Да, и вообще целесообразно ли в 15- летнем возрасте "проходить" это произведение?181,6K