Рецензия на книгу
Процесс
Франц Кафка
Аноним28 июня 2024 г.Сказ о том, как я познакомилась с Ф. Кафкой
В только что лет я наконец-то познакомилась с творчеством Ф. Кафки. Сначала прочитала "Превращение", а недавно завершила "Процесс". Мыслями по поводу последнего и хотелось бы поделиться.
Сначала книга показалась мне несколько муторной и нудной, местами думалось, что пропущена какая-то часть текста, но в целом хотелось узнать, чем все закончится.
Я позже прочитала в послесловии, что эта работа относится к неоконченным и во множествах переизданий и перетрактовок ее буквально собирали по частям до удобочитаемого варианта (это если очень-очень кратко и без подробностей, хотя история этого произведения тоже вполне себе интересная).
То, что "Процесс" - это аллегория стало понятно сразу же, остался вопрос - аллегория чего? Как я читала после - есть много разных вариантов и, собственно, сколько людей, столько и мнений. Как в любой философской работе каждый найдет что-то, что больше импонирует именно ему.
Среди самых популярных трактовок:
- жизнь,
- властные структуры и бюрократия,
- свобода,
- поиск истины...
В целом я готова согласиться более менее со всеми вариантами, возможно даже, в этом произведении собраны образы нескольких подобных сущностей и никакого противоречия я здесь не наблюдаю.
Сначала я в большей степени воспринимала этот роман как аллегорию жизни и кризиса среднего возраста (последняя мысль пришла в процессе написания этого текста, вероятно, я над ней еще подумаю). Вся человеческая жизнь - один сплошной процесс. Никто ничего не знает достоверно о своем деле, постоянно кто-то втыкает палки в колеса, порой и мы сами... Все мы сидим, съежившись под дверью судебной канцелярии и ждём приговор, несмотря на то, что прямой арест никто не накладывал и человек, по сути, волен делать что ему угодно, но вместо этого мы безвольно ждём решение суда, чем-то похоже на синдром отложенной жизни. Кто-то, конечно, пытается суетиться, привлекая адвокатов и прочих помощников, но даже с ними исход дела никому не ясен, но все знают, что от Суда не уйти.
Но после прочтения я полностью переосмыслила эту концепцию и теперь воспринимаю "Процесс" как роман о тяжелой болезни (к слову сказать, "Превращение" я вижу точно также, но немного с другого ракурса и тоже про другую сторону проблемы, но здесь не о том).
Йозеф К. - молодой человек в расцвете сил и карьеры, и, как гром среди ясного неба, на него однажды сваливается арест, хотя он совершенно точно уверен, что ни в чем не виноват. Начинается процесс по его делу.
Уже в самом начале такое внезапное обрушение чего-то непостижимого на плечи молодого человека кажется мне очень похожим на внезапную болезнь. До этого он жил в своем привычном ритме, был вполне доволен собой и особо никаких изменений в его жизни не происходило.
Йозефу приходится подчиниться и ходить на унизительные слушания в сомнительных трущобах. Здесь я скорее сужу по себе, поэтому воспринимаю этот момент как непринятие своего состояния, неверие в то, что это происходит с самим героем. А странное местоположение низших судебных канцелярий, где происходят "допросы" - это нелюбовь к больничным заведениям, которые всегда воспринимаются как рассадник хвори и скорби со спертым воздухом. Само посещение подобных мест заставляет чувствовать себя больным.
Далее по ходу сюжета происходят мытарства в попытках сбросить с себя это бремя, скрыть от других свое состояние, неохотное принятие помощи со стороны родственника и обращение к адвокату, в моем понимании здесь - как к врачу по специальности, т.к. до этого общение шло в основном с условными терапевтами, которые особо ничего сделать не могут, только перенаправлять по кругу от одного к другому без возможности поставить точный диагноз и начать лечение.
В рамках концепции внезапной болезни развитие сюжета я вижу следующим образом:
1) Внезапное проявление болезни.
2) Нежелание смиряться с этим.
3) Попытка игнорировать напасть, авось само пройдет.
4) Неохотное принятие помощи от родственника в поисках врача.
5) Врач тоже ничего не может сделать, более того, у него есть пациент, который обращается со своим недугом еще к нескольким другим врачам, что еще больше убеждает главного героя в необходимости бросить лечение и уйти от лекаря, потому что лечение не помогает и только растягивает страдания.
6) Попытка обратиться к нетрадиционной медицине и другим подобным средствам. Здесь я имею ввиду знакомство с Титорелли, художником, но связанным с судебной махиной. Он обещает помочь в продвижении дела, но предупреждает, что у К. по сути есть всего три варианта, как и у всех подсудимых:
- Полное прекращение дела (выздоровление), НО! Таких случаев не существует. Возможно, бывали полностью оправданные ранее, но этого никто уже не помнит.
- Мнимое оправдание, в результате которого процесс будет начинаться вновь и вновь, но до высших инстанций он не дойдет. Это будет сопровождаться периодическими новыми арестами и заведением дела заново и так по кругу. Это похоже на волнообразное течение болезни: обострения и ремиссии. Т.е. иногда надо будет усиленно лечиться или ложиться в больницу, но по наступлению ремиссии, можно какое-то время жить спокойно и ждать очередного удара.
- Волокита. Постоянное затягивание дела посредством внесения новых данных, которые будут вынужденно заново обрабатываться, не давая делу дальнейший ход. Это похоже на постоянную поддерживающую терапию, но с учетом того, что больной никогда полностью не освобождается от своего недуга и постоянно живет на лекарствах.
7) Состояние все ухудшается, мысли путаются, работать не возможно, общее состояние здоровья также оставляет желать лучшего. Все настолько плохо, что К. решает навестить мать, которую не видел вот уже три года.
8) Подобное ухудшение дел и отсутствие хоть какого-либо намека на выздоровление, Йозеф приходит к религии, но и здесь он не находит утешения. В разговоре со священником, последний рассказывает герою притчу о просителе, привратнике и вратах к Закону.
В ходе беседы они обсуждают значение этой притчи и героев в ней. Если обобщить, я вижу эти врата Закона, в которые привратник не может впустить просителя как врата к избавлению от недуга. Впустить его нельзя в данный момент, потому что время еще не пришло. И проситель покорно ждет день, месяц, годы. Он пытается подкупить привратника, но тот берет взятки не потому что они ему нужны, но чтобы проситель не думал, что он ничего не сделал, чтобы обрести избавление (под избавлением я не обязательно подразумеваю смерть). Но жизнь такова, что будущее сокрыто и мы никогда не знаем, что ждет нас за воротами и когда именно придет избавление (от ситуации, от болезни, от жизни...), и придет ли вообще. До конца я не смогла сформулировать для себя конец притчи, где проситель умирает, а привратник говорит, отвечая на последний заданный ему вопрос, что эти врата предназначались только для него (т.е. у каждого человека свой путь и свой вариант решения проблемы, как и проблема - уникальна для каждого человека со всеми нюансами), но теперь он их закроет. Вероятно, получается, что человек умер и возможность избавления умирает вместе с ним. Собственно, непонятным остается вопрос, чем же являются эти врата, избавлением ли? Но герои романа также не могут прийти к единому мнению.
9) Спустя год Йозеф К. сидит у себя дома в ожидании. Здесь поставлю спойлер, хотя скорее всего и так все очевидно, но лучше пусть будет, чем нет. Он ждет своего конца, понимая, что ему недолго осталось. Приходят его палачи и ведут на казнь. Для К. они выглядят нелепо, он предпринимает последние тщетные попытки к сопротивлению, хотя знает, что это совершенно бесполезно. В итоге молодой человек, поверженный тяжелой и долгой болезнью, умирает. Процесс завершился исполнением приговора.
Рассматривая это произведения с такой точки зрения оно мне больше не кажется муторным и скучным. Тон и манера повествования создают необходимую атмосферу болезненного, иногда лихорадочного, восприятия реальности. Иногда казалось, что в горячечном бреду рассказчик говорит, говорит, но потом внезапно проваливается в сон, а потом резко просыпается и снова начинает что-то бормотать, но уже несколько потеряв из виду исходную нить повествования или забыв что-то дорассказать. Некоторые локации как будто взяты из не всегда логичного сна, что усиливает впечатление.
"Процесс" очень многогранен и действительно его можно воспринимать как любую из указанных выше аллегорий, в том числе и про бюрократию, которая перемалывает каждого, кому не повезло попасть в эту мясорубку и все вертятся кто во что горазд, кто-то более успешно, кто-то менее. Но так или иначе каждый рано или поздно оказывается на месте главного героя и получает свой процесс.
Так выпьем же за то, что чем бы "Процесс" ни являлся, никому не пришлось стать героем этого романа, ни реально, ни фигурально, ни как-либо еще.Содержит спойлеры2173