Рецензия на книгу
Код Шекспира
Андервуд Джон
-Nell-27 июня 2024 г."И проклят - тронувший мой прах"
Волшебный мир театра, всегда окутанный аурой чего-то таинственного и незнакомого, то, чему мы, затаив дыхание, завороженно внимаем из магической темноты зала, на самом деле обыкновенное коммерческое предприятие, призванное во все времена приносить прибыль владельцам, пайщикам, спонсорам и благотворителям, сложному организму снабжения и обеспечения и, конечно же, актерам, профессия в ту эпоху не самая почтенная. Это в наше время театр превратился в настоящую индустрию, хорошо смазанную и ворочающую очень большими деньгами. А где деньги, там и сила, власть и мощь - финансовая, политическая и государственная. Не зря лейтмотивом через весь роман проходит вечная истина: Следуйте за деньгами. И такой же вечный вопрос: Кому выгодно?
Во времена Шекспира, кто бы им ни был, театры представляли из себя нечто вроде небольших артелей. Хорошо, если у него был богатый и знатный покровитель. Кроме денежной поддержки это обеспечивало труппе защиту, безопасность и репутацию. Известно, что между театрами всегда существовало соперничество. Особенно, если их помещения находились в непосредственной близости друг от друга. После представлений близлежащие улицы были заполнены воинственно настроенными зрителями и похожи на поле боя современных футбольных болельщиков , пытающихся таким образом установить, какой драматург лучше. У каждого театра обычно был свой автор. У театра «Глобус» таковым являлся Уильям Шекспир. Личность загадочная, с такими же загадочными пробелами в биографии. Множество шекспироведов по всему миру, для которых это стало целью и смыслом жизни, а также и возможностью научного и карьерного роста, выстроили из немногих фактов и свидетельств вполне определеную теорию жизни и творчества великого драматурга Англии, возможно ее самого главного культурного и национального достояния. Ну просто потому, что по- другому не может быть. Все это называется довольно расплывчатым словом «традиция». Но в мире всегда существовали те , кто не желал соглашаться с утвержденными постулатами и принимать на веру спущенные сверху указания. Даже под угрозой жизни. Коперник, Галилей, Джордано Бруно…
В случае с Шекспиром, конечно же, нет места драматическим преследованиям инквизиции, но вопрос идентификации личности автора великих пьес мучает специалистов уже 400 лет, вызывая ожесточеннейшие споры и сражения, конечно же, словесные. Слежка, преследования, угрозы и убийства - это удел романистов.
В этой книге автор выбрал, на мой взгляд, довольно удачный ход, что расследование ведет журналист со средним уровнем образования, хоть и университетским, читавший обязательные по школьной программе «Ромео и Джульетту» и «Гамлета». Я помню, как унылые уроки литературы в школе и принудительный анализ характеров главных героев и раскрытие основных социальных и идеологических посылов и идей автора, отбивали всякое желание читать. Вообще. Тем более обязательные по программе. И поэтому автор довольно естественно может включать в текст незнакомую и неизвестную среднестатистическому индивидууму информацию. А информации он собрал много, она настоящая и известная, во всяком случае научному сообществу, хотя им и не принимаемая.
Итак, следствие ведет журналист Сан-Франциской газеты, аккредитованный в Лондоне, в свое время познакомившийся на одном из симпозиумов с профессором английской литературы Лондонского университета. Позже к нему присоединяется его дочь- аспирантка Мелисса, занимающаяся средневековой литературой и эпохой Возрождения , раздраженная на весь мир, с юношеским, не по возрасту, максимализмом, дурными манерами и американской бесцеремонностью. Она крепко связана с «традицией» и не принимает никаких конспиративных теорий в отношении Шекспира. Но постепенно проникая в глубины несоответствий и противоречий в биографии драматурга, она заражается этой авантюрой, в которую не по своей воле ввязался ее отец, и с головой окунается в изучение и сопоставление в общем - то немалых источников и свидетельств, вызывающих вполне обоснованное сомнение в правильности и точности «традиции». Вся интрига в книге построена на том, что если образ великого англичанина будет развенчан и сброшен со своего пьедестала, то это нанесет очень серьезный экономический ущерб , особенно его родному городу Стратфорду, живущему за счет его имени и миллионов туристов с толстыми бумажниками, приносящими огромные доходы от продажи книг,дисков, сувениров, входных билетов в музей, фестивалей, концертов и театральных представлений. Это будет конец огромного концерна «Шекспир инкорпорейтед». Никто не согласится добровольно отказаться от этой богатейшей золотой жилы, особенно если в нее уже вложены огромные средства.
Есть несколько альтернативных теорий, кто на самом деле стоит за именем Шекспира. В этой книге автор развивает теорию, что это действительно великий, но незаслуженно забытый и непочитаемый поэт и драматург Кристофер Марло. Биография Марло не менее загадочна, но зато точно известно, что он закончил Кембридж и был широко образованным человеком, в отличие от Шекспира, после которого не осталось ни одного собственноручного письменного документа, а среди его имущества - ни одной книги. Но по официальной версии Марло был убит еще до выхода в свет первых сочинений Шекспира и потому по «традиции» не может претендовать на лавры лучшего драматурга всех времен и народов. У журналиста другая версия происходящего и для обоснования своей теории герои производят очень любопытный и интригующий следственный эксперимент. Хороший ход в сюжете.
К сожалению автор как-то выдохся к концу книги и события становятся какими- то вымученными и искусственными. Так, непреклонная и непоколебимая в своей правоте
заведующая кафедрой Английской литературы , высоко и гордо несущая знамя поклонения и почитания национального Барда и Потрясателя сцены, довольно быстро начала сомневаться в том, чему служила годами. Естественно, что она знакома со всеми работами сомневающихся, но они ее не убедили, а вот решительный и задиристый янки, идущий напролом, и его резкая и колючая дочь, живущая и дышащая Шекспиром, или тем, чьи бессмертные и бесконечно талантливые произведения вошли в историю под этим именем, довольно быстро приобрел в ней очень действенного помощника и соратника. А все почему? Правильно, любовь. Страшная сила.
Если бы убийство не свершилось почти в начале книги, то можно было бы еще хоть как-то надеяться, что мир не настолько ужасен, как он видится. Что остались еще непреходящие вечные ценности, которые неподвластны жажде власти и наживы. Ученые и университеты - последнее место, где можно ожидать жестокость, кровопролитие и смерть. Конечно, всегда есть зависть, соперничество, мстительность. Но терроризм, бритоголовые вандалы и убийство? И, как всегда, полиция отстает на шаг, запутавшись в собственных головоломных ходах.
Есть еще несколько романов в таком же ключе: «Книга воздуха и теней» Майкла Грубера и «Шифр Шекспира» Дженнифер Ли Каррелл. Но что интересно, так это то, что все эти авторы, описывающие так называемый «Шекспировский вопрос», американцы. Англичане не смеют посеять какое либо сомнение по поводу своего национального достояния? Иначе этого вольнодумца постигнет судьба несчастного убитого профессора?
На мой взгляд книга достаточно профессиональная и обоснованная, подкрепленная хорошей информативной базой. Каждый сам выбирает для себя, чему верить, с чем соглашаться, а с чем нет.8183