Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Thirteen Reasons Why

Jay Asher

  • Аватар пользователя
    Аноним27 июня 2024 г.

    Буллинг и подростковые суициды — проблема, которая возникла не вчера, но о которой все массово заговорили, кажется, только сегодня. "Виновато", конечно, в первую очередь медиа. С выходом психологов на массовый уровень многие впервые услышали слово "абьюз", многие впервые узнали о том, что депрессия — это психическое заболевание, которое не лечится позитивчиком и вкусняшками, многие впервые задумались над тем, что у детей, оказывается, бывают очень взрослые проблемы. Не все, но многие.

    Некоторым по-прежнему наплевать.

    В мое детство буллинг цвел в школе пышным цветом. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что больше всего в этой ситуации меня поражает безразличие взрослых, но тогда это казалось нормальным. Тогда травля воспринималась как часть школы жизни. Тогда тебе просто говорили потерпеть.

    К счастью, в моей школе не было тех, кто не вытерпел.

    В школе, где учится главный герой книги, Клей, была Ханна Бейкер.

    Каково это — найти на своем пороге коробку с кассетами, в которых рассказывается о том, как знакомая тебе девочка приняла решение свести счеты с жизнью? А если окажется, что одна из причин — ты? У Клея нет выбора: если он не прослушает кассеты и не передаст их следующему по списку, уже завтра они станут достоянием общества, и тогда...

    Мне в равной степени понравилась и не понравилась выбранная автором форма нарратива. Рассказ от первого лица, адресованный второму, максимально приближает нас и к рассказчику, и к тому, кому он все это рассказывает. И монологи Ханны были достаточно увлекательными (как увлекателен какой-нибудь канал True Crime), но постоянные вставки "из реального мира" очень утомляли и выбивали из настроя.

    Причем, в 90% случаев эти вставки не несли никакой нагрузки для сюжета.


    Ханна: "Мне было больно, я плакала, у меня внутри все сворачивалось в клубок".
    Клей: Я помешал чай ложкой, откусил кекс и сделал глоток. Почесал нос.


    Примерно в таком роде.

    Где-то на середине книги я поняла, что все больше сочувствую Клею и все меньше — Ханне. Ужасно, что она дошла до момента, когда смерть стала единственным выходом. Ужасно, что она ждала поддержки — и не дождалась. Но Ханна оставила после себя не просто свою историю — она оставила бомбу. Каждый из тех, кто прослушал кассету, теперь будет нести на себе груз невероятно тяжелой вины. Да, есть среди этих 13 и настоящие уроды, но есть и люди, которые просто... не заговорили, потому что нечего было сказать. Прошли мимо, живя своей жизнью. Повели себя бесчувственно именно потому, что не обязаны были сочувствовать всем и вся.

    В своей боли, в своем желании ее прекратить и отомстить обидчикам Ханна Бейкер просто-напросто забывает о том, что мир не вращается вокруг нее.

    И здесь помощь психолога и в самом деле могла бы прийтись кстати. Психолог мог бы объяснить девочке, что не нравиться кому-то — это нормально, что не открываться сразу незнакомым людям — это нормально, и что, возможно, ее состояние "весь мир против меня" — есть следствие заболевания, которое можно вылечить таблетками и психотерапией. А об изнасиловании уж точно следует рассказать специалисту, а не кассете, которую ты отправишь кому-то после смерти.

    Но Ханна была уверена, что знает лучше.

    Да и критический шаг уже сделан. И мне очень жаль, что последней мыслью Ханны Бейкер была мысль о том, как же плохо будет ее обидчикам, а не о том, что, может быть, не стоит сдаваться так рано, когда твоя жизнь только началась.

    Содержит спойлеры
    16
    394